Речевое развитие детей: цели, задачи, направление работы

30.11.2018
Речевое развитие детей: цели, задачи, направление работы

Статью подготовила логопед АНО «ММДЦ» «Елизаветинский сад»  Светлана Анатольевна Гольчевкая, логопед для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

В данной статье предлагаю вашему вниманию структуру логопедической работы по развитию речи.
Все знают, что для решения любой проблемы необходимо обозначить цели и задачи ее решения, говоря простым языком, зачем идем и куда идем. Это помогает сделать работу более упорядоченной, систематизированной. Следовательно, такой подход эффективнее выстроит ваше взаимодействие с логопедом, даст возможность самостоятельно формировать речевые навыки своего малыша в семье.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ. Для чего формируется речь? Для общения, познания, самовыражения, для становления разных видов детской деятельности.

ЗАДАЧИ:
 формируем важные компоненты системы языка – звуки, слова, фразы;
 формируем навыки владения языком, помогаем общаться (сначала отвечать и задавать вопросы, затем рассказывать самому).

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:

Формирование плавного сильного длительного ротового выдоха
Речевой выдох позволяет произносить слова и фразы слитно и с плавным переходом. Дополнительно развивается умение направлять воздушную струю в нужную сторону. Работа ведется поэтапно, с постепенным усложнением речевого материала: от пропевания гласных и длительного произношения некоторых согласных звуков до чтения четверостиший и пения песенок. Обязательно надо учитывать, что дыхательные упражнения быстро утомляют малыша, могут вызвать головокружения, поэтому на проведение этих игр отводится совсем немного времени, и они чередуются с другими видами упражнений (практический материал вы можете посмотреть в наших предыдущих публикациях, например, в статьях за январь и сентябрь).
  
Развитие слухового восприятия (игры на развитие физического и речевого слуха)
Вначале приучаем малышей слушать неречевые звуки (шумы): звуки природы, звуки, издаваемые животными и птицами, предметами и материалами, звучащими игрушками, музыкальными инструментами, транспортные шумы и пр.). Прежде чем приступать к работе над звуками речи, необходимо обучить малыша элементарной реакции на шум (его наличие или отсутствие). Затем – их воспринимать и различать, после чего – использовать в качестве сигнала к действию. Это обучение имеет серьезную практическую направленность: малыш научится ориентироваться в пространстве, расширит круг знаний об окружающем мире и усвоит нормы поведения в общественных местах.

Развитие речевого слуха
Работа начинается с различения звуков (слышу-не слышу), затем переходим к восприятию (что именно слышу). Основная задача игр – привлечь внимание малыша к особому миру звуков человеческой речи, сделать все звуки значимыми и привлекательными. Поэтому речь педагога и членов семьи ребенка должна быть чистой и грамотной.

Развитие словаря
Задачи:
 Развивать у малыша понимания речи включает в себя создание речевой среды: и постоянный разговор с ребенком (практический материал в статьях за март, октябрь), проговаривание всех ситуаций, в которые он попадает; и соответствие уровня сложности речевого общения возможностям ребенка. Мамы многократно повторяют различные песенки, стихи, потешки на занятиях, прогулках и дома.
 Обогащать активный словарь малыша существительными (игрушки, одежда, обувь, предметы личной гигиены, посуда и прочее, что окружает вашего малыша каждый день; домашних животных и их детенышей); глаголами (обозначающими знакомые малышу действия), прилагательными (обозначающими цвет, величину вкус, температуру предметов); наречиями (далеко, близко, громко, тихо, холодно, жарко).
 Создавать условия для употребления новых слов в самостоятельной речи (вебинар «Безречевые дети. Начальный этап работы»).

Формирование речевого подражания
Речевое подражание – необходимый этап развития детской речи. Активизация речи ребенка должна быть естественно связана с его практической деятельностью, то есть с игрой. Только в этом случае будут формироваться мотивы, побуждающие ребенка говорить.
Сначала повторяем отдельные звуки, несущие смысловую нагрузку, в игре. Затем повторяем аморфные слова (напр., Ийа– киса). И только после этого – повторение коротких слов.

Грамматический строй речи
Задачи:
 изменение слов по родам, числам, падежам;
 развитие навыка словообразования – вода-водный, круг-круглый (пример детской речи: «У мишутки животик пузенький»).

Связная речь
Задачи:
 Помогаем детям отвечать на простейшие («Что? Кто? Что делает?») и более сложные вопросы ( «Во что одет? Что несет? Куда? Какой? Кому? Где?»).
 Поощряем попытки детей рассказывать о новой игрушке (обновке), об изображенном на картинке, о событии из личного опыта.
 Даем возможность малышу во время игр-инсценировок повторить за персонажем несложные фразы, помогаем драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок и мультфильмов.

Художественная литература
Задачи:
 Совсем маленьких детей приучаем слушать народные и авторские песенки, сказки, сопровождаем ритмические речевые игры движениями тела и рук (вебинар «Безречевые дети. Начальный этап работы»).
 Даем возможность малышу договаривать слова и фразы при проигрывании знакомых сказок и песенок.

Необходимо напомнить, что место для занятий у вас дома должно быть безопасным, комфортным и соответствовать возрасту и развитию вашего ребенка и его интересам.

Рекомендации по обустройству развивающего пространства вы можете найти также в публикациях нашего специалиста по социально-бытовой абилитации и публикациях психолога.

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com