Правильное позиционирование ребенка с ДЦП в положении сидя

21.03.2018
Правильное позиционирование ребенка с ДЦП в положении сидя

Статью подготовила эрготерапевт «Елизаветинского сада» (АНО ММДЦ) Светлана Наильевна Аряпова для Ресурсного центра в рамках реализации проекта «Счастливая семья. Комплексная социальная поддержка и психологическая помощь семьям с детьми-инвалидами с ДЦП».


Здравствуйте, я эрготерпевт!
Сегодня я вам расскажу о том, что такое правильное позиционирование детей с ДЦП в положении сидя и почему это важно.

Многие дети с двигательными нарушениями не могут свободно поддерживать позу сидя или сидят только с использованием патологических двигательных образцов. Они постоянно сползают вперед, не могут удерживать равновесие и вынуждены есть, играть и выполнять другие необходимые действия, находясь в достаточно затруднительных условиях.

Если длительное время ребенок будет сидеть в неправильном положении, то, как следствие, это может привести к искривлению позвоночника, формированию вывиха бедра, контрактурам коленного и голеностопного суставов. Специальное кресло и приспособления могут помочь ребенку избежать этих последствий.

В специальном кресле вследствие улучшения контроля за положением туловища, улучшается контроль за положением головы, так как его недостаток мешает ребенку совершать какие-либо намеренные движения – он не в состоянии зафиксировать взгляд, его рот открыт. В таком состоянии коммуникация невозможна. Контроль за положение головы имеет определяющее значение для социального взаимодействия ребенка с окружающими, дает ему возможность воспринимать своего собеседника.

Благодаря лучшей поддержке в стуле ребенок может успешнее удерживать равновесие и действовать обеими руками: есть, играть и т.д.

В положении сидя ребенок лучше ощущает собственный вес.
Улучшается дыхание и кровообращение. Если нет должной поддержки мышц верхней части туловища, то они настолько напряжены, что равномерное дыхание невозможно.

Ребенок чувствует себя лучше, так как тяжелый для него процесс поддержания позы частично берет на себя кресло. Если кресло на колесиках и высота регулируется, то ребенок не будет изолирован от жизни семьи.
Дети, которые приходят к нам в сад, нуждаются в нашей помощи и поддержке. На время занятий, приема пищи и др. мы располагаем их в ортопедическом кресле, в котором есть:

357.jpg

- тазовый ремень. С помощью него фиксируется правильное положение тазобедренного сустава, а так же обеспечивается безопасность ребенка.

- боковая сегментарная поддержка. Помогают зафиксировать туловище в правильном положении, комфортном для ребенка. Это регулируемые поддержки туловища от талии и выше.

- фиксатор "майка".  Помогает ребенку удерживать вертикально верхнюю часть туловища. Используют на определенное время. Не очень плотно прижимать ребенка к спинке стула. 

цу56ывкен.jpg

- фиксаторы стоп. Для стабилизации позы ребенок должен иметь опору на стопы. Для этого его ноги должны обязательно стоять на подножке. А поскольку самостоятельно удержать в одном положении трудно, нужно их зафиксировать ремнями с липучками.

- подголовник. Он важен для детей, у которых проблемы с удержанием головы. О его важности я писала выше. Подголовники бывают разные. Контурные, с круглым вырезом. Плоские, с боковыми поддержками, регулируемые.

Так же важно наличие у кресла такой функции, как регулировка длины сидения и высоты подножки. Так как при слишком коротком сидении происходит пережимание важных артерий, что приводит в дальнейшем к варикозу. Слишком большое сидение так же будет оказывать сильное давление на сосуды под коленями. А при неправильно установленной подножке невозможно достичь устойчивости в положении сидя для ребенка.

С помощью правильного позиционирования ребенка в положении сидя в кресле с дополнительными приспособлениями мы заботимся о том, чтобы ребенок находился в течение дня в правильной позе, что помогает ему вырабатывать жизненно важные навыки и быстрее адаптироваться в окружающей среде.

Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов и Комитета общественных связей г.Москвы.      

Использованная литература:

1.Хольц Р. "Помощь детям с церебральным параличом": Теревинф, Москва, 2007.

2.Нэнси Р. Финни "Ребенок с церебральным параличом.
Помощь, уход, развитие. Книга для родителей". Теревинф, Москва, 2009.

 


Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com