Облегчить ежедневные процедуры ухода за ребенком с ТМНР: как распознать и использовать тонкие сигналы ребенка.

20.06.2018
Облегчить ежедневные процедуры ухода за ребенком с ТМНР: как распознать и использовать тонкие сигналы ребенка.

Статью подготовила Эгротерапевт Наталья Царева, специалист программы «Уверенное начало» при АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП .

ТМНР – это тяжелые множественные нарушения развития, и сегодня мне хотелось бы рассказать о контакте между ребенком и взрослым и о том, как этот контакт помогает выстраивать повседневный быт.

Сначала я расскажу подробнее о сигналах ребенка и о взаимодействии с ним, а затем мы поговорим о том, как правильно вытраивать процесс игры, приема пищи и переодевании.

Каждый человек мог бы сказать – мне так важно, чтобы меня услышали и поняли! Это утверждение верно и для взрослого, и для ребенка с самого его рождения. Мама с первого дня жизни старается понять своего малыша и сделать все возможное, чтобы ему было хорошо. А малыш очень хочет рассказать о своих потребностях. Но это еще не всё - маме важно, чтобы ребенок тоже ее понимал, а ребенку, в свою очередь, важно услышать ответ мамы.

Давайте поподробнее разберемся в вопросе коммуникации. Когда я говорю что-то или передаю сообщение каким-либо иным способом, мне важно не только передать сообщение, но и увидеть, что другой услышал его. Обычно этот процесс происходит интуитивно и довольно быстро, но, когда мы говорим на разных языках, нам приходится сильно замедлить этот процесс.

Дети постоянно передают нам послания, но мы не всегда можем их расшифровать, если ребенок не владеет речью. Получается, что не только ребенок не владеет нашим языком, но и мы не владеем языком ребенка. Учить иностранный язык – большая работа. Нам приходится замедляться и скрупулёзно разбираться – что означают эти знаки и как понять их сочетание. В случае с родителями и детьми, кровные мамы многое понимают интуитивно, поэтому главный эксперт по языку ребенка – это мама.

Но не все можно понять интуитивно, и я предлагаю еще раз погрузиться в эту тему и разобраться в ней. Я предлагаю начать с самого начала – с самых первых коммуникативных сигналов, которые, как правильно не слишком заметны. Для этого обратимся к таблице Бразельтона. Тест для оценки неврологического статуса новорожденного по его поведенческим реакциям на внешние стимулы разработан американским педиатром Томасом Берри Бразелтоном, в связи с чем тест часто кратко называют «Бразельтон».

Показатели баланса и перегрузки у младенцев и маленьких детей по Эльсу и Бразельтону

1.jpg
2.jpg

Каждый родитель может вписать в эти графы много разнообразной информации о своем ребенке, ведь коммуникация – это не только речь. Например, мама может догадаться, обиделся ли малыш или у него что-то болит по его плачу. Более взрослые дети, в свою очередь, могут более четко и выраженно сообщать о своих потребностях и неудовлетворенности.

Какие коммуникационные проявления мы знаем? Движение глаз, покраснения кожи, вращение головой, потягивания, шевеление, дерганье руками и ногами, мимика, плач (подзывающий, просящий, капризный, упрекающий, требующий, протестующий, от боли, голода, скуки, страха, неожиданности, гнева, плач может заменять действие и т. д.). И это лишь некоторые поведенческие проявления.
  
Но самое важное - это не сам коммуникационный сигнал ребенка, а то, как мы на него реагируем. Ваш ответ на сигнал ребенка передает ему самое важное сообщение, которое может быть – ты, малыш, существуешь! Я воспринимаю тебя, и ты не один. Раз я вижу тебя и сообщаю тебе об этом, значит, я тоже существую.

Основа нашего общения – именно эти сообщения. Это помогает ребенку продолжить общение с нами.
Малыш своим плачем зовет маму, кричат, потому что знают, что их должны услышать. Мы знаем, что, к огромному сожалению, в детских домах дети плакать перестают, ведь к ним в большинстве случает никто не подходит. И в том, и в другом случае малыш продолжает или перестает общение в зависимости от того опыта, который он раньше получил. Как правило, чем более капризный ребенок (если мы исключает физиологические болезненные состояния), тем более богатый вниманием этот малыш. Он знает, что на его сигналы откликаются.

Давайте рассмотрим пример, когда малыша нужно отучить от соски или спать в своей собственной кроватке. Условия изменились – соску больше нельзя, но если покричать подольше, то тебе её вернут. Вывод напрашивается сам собой – я могу управлять происходящим. Для родителей это тяжело, а для ребенка – прекрасно! Ведь именно так малыш учится влиять на происходящее, ощущать себя в этом огромном мире. И такие сигналы ребенка важны и для родителей – как продолжать общение, если никоо тебе не отвечает?!
Ко мне часто обращаются родители, сокрушаясь, что невозможно общаться с ребенком, который не разговаривает и вообще подает мало сигналов. Это и вправду очень тяжелая эмоциональная ситуация. Но если приложить усилия и разглядеть сигналы ребенка, расшифровать их, отложить наше привычное знание, то коммуникацию можно наладить! И какова же радость, когда постепенно процесс общения налаживается!
Когда мы научились общаться, то можно идти дальше – пробовать построить совместную игру.

Итак, поговорим про игру. Знаете ли вы, во что любит играть ваш ребенок? Важно придумать или выбрать совместную игру, в которой вы влияете на ребенка, а он - влияет на вас. К тому же, игра – ведущая деятельность маленького ребенка, как для школьника – учеба.

Для организации игры мы замечаем, на какой стимул ребенок реагирует и стараемся его повторить. В игре он познает мир, учиться взаимодействовать с ним и – очень важно – учиться проявлять собственную активность. И здесь родители должны использовать то, что они уже знают о коммуникации. Если ваш младенец лепечет что-то сам по себе, прислушивайтесь, присматривайтесь к нему и попробуйте ответить ему аналогичными звуками. Вы увидите, что это приведет к настоящему диалогу между вами и ребенком. Он будет активнее участвовать в этой «беседе» и стараться подражать вам. Игра - средство для развития интеллекта, эмоций, коммуникации, крупной и мелкой моторики.

Недавно вместе с подопечными мы придумали следующую игру.
Ребенок не может самостоятельно менять позу, практически неподвижен, не видит, но любит тактильные взаимодействия. Сначала мы удобно устроили его, обеспечили поддержку сзади, когда он лежит на боку, подложили подушку – сделали позу удобной и безопасной. Потом мы с мамой одели ему на руку браслет с колокольчиками, а затем гремели его рукой, после чего гладили по спинке. Постепенно мы наблюдали за сигналами – отражается ли на лице заинтересованность, пробует ли он шевелить рукой, мы расценивали любое движение рукой, как попытку и гладили его по спинке. Прошло около полгода, мы продолжали занятия, и постепенно ребенок научился вскидывать целенаправленно руку, чтобы позвенеть и получить награду. А потом он даже начинал вскидывать руку заранее – при звуках моего голоса, когда я приходила, потому что он привык со мной так играть. Такая осознанная игра была огромной радостью, особенно для мамы.

С другой семьей мы старались приучить ребенка лежать на спине, потому что девочка очень боялась переворачиваться. Мы использовали резиновый коврик для игры на полу, на него положили П-образную подушку, которая дала поддержку голове и плечам. Мама села на пол напротив ребенка, дочка инстинктивно уперлась ногами маме в живот. Удерживая ребенка за руки, мама поднимает девочку на 4 счета со стишком: Федя бредя съел медведя. Ребенок оказывается в положении сидя, затем мама расслабляет руки и говорит: «Упал в яму!» - в этот момент девочка падает назад на подушку. Мама: «Крикнул мама!» и поднимает наверх руки дочки. В начале обучения темп был совсем медленным, чтобы не напугать ребенка, мама все время смотрела в глаза, улыбалась. Когда мы поняли, что игра нравится, мы стали делать более длительные паузы. Например, мама сначала брала дочку за правую руку и ждала, пока девочка даст ей левую. Постепенно она даже научилась отталкиваться ножками от мамы и самостоятельно падать назад. Потом, поднимая руки ребенка, мама терпеливо ждала, когда малышка крикнет, прежде, чем опустить руки. Подождать ответ ребенка или дождаться сигнала о продолжении – это первые шаги к развитию коммуникации, а сама игра – настоящее общение. И самое главное в ней – ребенок начинает понимать, что он влияет на мир.

Есть несколько важных моментов, которые следует учитывать при организации игры.

Воздействия могут быть самые разные. Например, сенсорная насыщенность: звуки, освещенность, поверхности, цвет стен, запахи и т.п. Для одних детей очень важно сенсорное разнообразие среды, она их активизирует, вызывает интерес, желание рассматривать, слушать, трогать (для слабовидящих детей особенно важно наличие разных по фактуре поверхностей, которые можно изучать тактильно) и исследовать мир.

Но для других чрезмерная насыщенность будет слишком возбуждающей или тревожней средой, и ребенок будет инстинктивно уходить, «защищаться». Однако, слишком бедная сенсорная среда также может быть стрессогенной и приводить к сенсорной депривации. И поэтому важно подобрать оптимальную сенсорную насыщенность среды, а для этого мы опять же должны опираться на сигналы ребенка.
Необходимо учитывать как разнообразие, так и интенсивность отдельных ощущений, которая зависит от индивидуальной чувствительности.

Например, для гиперчувствительных детей естественные звуки могут быть слишком громкими. Другим детям, в частности, слабослышащим, наоборот, доступны только громкие звуки.

Во время игры важно обеспечить высокий уровень безопасности. Например, давая ребенку новый предмет, можно использовать технику «рука в руке». Вы держите предмет своей рукой и кладете на нее руку ребенка, а затем потихоньку даете ему потрогать тоже. В этот момент вы смотрите на ритм дыхания, движения глаз, звуки и движения ребенка. Если ему страшно, вы делаете шаг назад. Таким образом, мы обеспечиваем ему безопасность исследования, мы даем ему понять: «исследуй, я рядом».

Также важны длительные паузы - необходимо подождать, когда ребенок отреагирует. Это бывает сложно сделать, так как мы привыкли к иному темпу, но мы же изучаем язык ребенка, поэтому ждем реакцию ребенка хотя бы минуту. Пауза – важнейшая составляющая любой деятельности. Мы специально освобождаем «место» ребенку. Мы как бы имеем в виду - это место и время для тебя, у тебя есть право не торопиться с ответом.

Активность ребенка заключается в возможности проявлять инициативу и принимать участие в ежедневной деятельности. Повышение собственной активности ребенка, переход от объектной к субъектной позиции в значимых для него сферах жизни являются приоритетной целью в развитии.

Обеспечивают этот процесс именно родители, ведь именно они могут включать или не включать ребенка в повседневные рутины, как бы напоминая ему, важно ли его мнение или нет.

Ярче всего это отражается на процессе переодевания. Что может быть более рутинным? Родители переодевают ребенка много раз в день, но даже это время можно использовать, чтобы общаться и сообщать ребенку что-то важное.

Во время переодевания мы также обеспечиваем безопасность ребенку. Важно стараться смотреть в глаза и говорить с ним, не совершать резких движений. Относиться с чуткостью к сигналам даже в такой повседневной рутине – это огромное достижение взрослого по отношению к ребенку. Представьте себя на его месте! Вам было бы приятнее, если бы вас предупредили, дав потрогать рукой холодную влажную салфетку, а не стали довольно быстро вытирать руки чем-то холодным.

Вы можете аккуратно рукой отодвинуть ноги ребенка немного наверх или взять ребенка за стопы одной рукой и поднять его почти полностью. Это ваш выбор.

Может показаться, что такой подход требует много сил и времени, но это не так. Вам понадобится всего лишь пара лишних минут. И проблемы тут отнюдь не физического, а психологического характера, ведь вам понадобится изменить свое отношение ко всему процессу. А это, в свою очередь, требует прекратиться непрекращающуюся гонку.

В процессе обращения с телом ребенка вы можете дать ему почувствовать радость от тела, удовольствие, которое он испытывает не так часто из-за спастики и неприятных медицинских процедур. Это и есть достижение – заглянуть в глаза ребенку и улыбнуться даже во время смены памперса.

Этот подход можно применять и к процессу кормления. Большинство семей испытывают затруднения в этом вопросе, ведь детям с ДЦП сложно кушать, к них много особенностей, и мы должны их учитывать, предлагать им больше времени на обучение, на привыкание ко вкусам и фактурам.

К тому же, процесс кормление также предполагает возможность ребенку проявить себя: он может отказываться, просить, делать выбор. Кормление – это время особой чуткости. Ребенок очень уязвим в этой ситуации, так как его сигналы могут быть незаметны или неверно истолкованы. Например, ребенок отворачивается, взрослый считает, что ребенок отказался, а на самом деле у ребенка много еды во рту и ему сложно глотать быстро, и требуется очень много времени по меркам взрослых, чтобы проглотить. Важно стараться понять, что именно хочет сказать ваш ребенок в данной ситуации – просит подождать или отказывается от еды, просит сделать паузу или попросить сладкого.

С чего начать?
Я считаю, что сначала надо предупреждения о приеме пищи. Если ребенок обычно проводит время в комнате, а на кухне - только во время приема пищи, то он интуитивно понимает, зачем его привели на кухню.
Также важно давать потрогать ложку или бутылочку, а лучше – вложить их в руки ребенка и помогать ему совершать движения. Лучше комментировать происходящее – разговаривать с ребенком о еде, о действиях, отражать его эмоции.

Очень часто родители говорят о том, что ребенок не любит есть, все время отказывается, и прием пищи оборачивается мучением. В этом случае еде обычно связана с неприятными эмоциями, и ребенок отказывается не от еды, а от самого процесса. И тогда и ребенку, и родителю придется переучиваться, исправлять сам процесс, а это очень тяжело. Это займет много времени и сил, но, если вы встанете на этот путь – это перевернет все ваше взаимодействие.

Есть несколько важных правил кормления:

Поза. Ребенок должен есть сидя. Во время еды положение ребенка должно быть максимально вертикальным и стабильным, выровненным по средней линии. Углы в суставах (между туловищем и бедром, в колене, в стопе) должны быть максимально приближены к 90 градусам. Также важна поза взрослого. Например, если взрослый стоит над ребенком, то приходится запрокидывать голову, чтобы посмотреть на маму, а это затрудняет процесс глотания. Взрослый должен сидеть напротив ребенка или рядом с ним.

• Прежде чем начинать кушать, необходимо подготовить все необходимое и положить на расстоянии вытянутой руки. Если вы будете все время вставать и отвлекаться, это отвлечет и ребенка, а нам важно сфокусировать его внимание на приеме пищи. Такой же принцип относится и к отвлекающим маневрам с помощью мультфильмов и игрушек. Пока ребенок заинтересованно открыл рот, ему туда внезапно попадает еда, но это является манипуляцией, ребенок совершенно пассивен в данном случае, он не участвует в приеме того, что в него попадает.

Сам процесс попадания пищи в рот не должен быть насильственным. Чаще всего именно из-за этого ребенок отказывается есть. Если вы сильно нажимаете ребенку на щеки, чтобы он открыл рот, или кладете ложку слишком далеко, чтобы пища затекла прямо в горло, это не только вызывает неприятные ощущения, но и опасно. Например, если вы давите ложкой на корень языка, это вызывает рвотные позывы, а затекание жидкой пищи в горло опасно попаданием пищи в дыхательные пути.

• Ложка. Выбор ложки и соски – дело индивидуальное, и тут очень важно наблюдать за реакцией ребенка на разные варианты. Например, когда он сосет из бутылочки, нужно ли, чтобы жидкость сама вытекали или ему нравиться стараться, и дырочка должна быть поменьше? Или, может, сама соска должна быть побольше, потому что малыш подрос? Форма и размер ложки также важны. Мы с коллегами на обучении по кормлению пробовали кормить друг друга разными видами ложек - я сама удивилась, какие разные по форме они бывают!

Поразительно, что разным людям н0равятся разные типы ложек. Например, мне не понравилось, когда меня кормили обычной чайной ложкой, она мне показалась большой, холодной, железо стучало об зубы, и по моему лицу можно было понять, что мне кушать сейчас не нравится. Но, конечно, любая мама подумала бы, что мне не нравится вкус пюре. Она могла бы поменять его на другое, потом третье. Но, если бы я была ребенком, я бы расстраивалась все больше и больше, я бы отказалась есть ложкой и просила бутылочку, и кормление становилось бы все более проблемным.

Но на обучении коллега, которая кормила меня, предложила ложки поменьше, из пластика и вытянутой формы, и тогда кормление стало для меня удовольствием. Если же ребенок испытывает физиологические трудности в открывании и закрывании рта, в глотании, то это медицинский вопрос и повод обратиться к специалисту по кормлению.

Консистенция и температура пищи. Попробуйте понаблюдать за предпочтениями ребенка, ведь восприятие температуры и вкуса у вашего ребенка и у вас отличается. Если ребенок испытывает трудности в глотании, то пища должна быть однородной. Наиболее удобная консистенция для глотания – густое пюре, так как его можно почувствовать во рту, и оно не растекается, как вода.

Скорость кормления и ритм. Наблюдайте за дыханием, жеванием и глотанием ребенка. Мы не замечаем, но, когда мы жуем и глотаем, мы задерживаем дыхание. Дайте ребенку время прожевать и подышать после этого.

• Если у ребенка уже есть зубы – очень важно давать ему жевать. Вы можете дать очищенный огурец или банан. Если вы боитесь, что ребенок подавиться, то это любая пища в ниблере.

Также важно соблюдать все эти правила и для приема жидкости.
Кормление – это объемный вопрос, и мы затронули лишь несколько аспектов.

Самое важное – наблюдать за реакцией ребенка и осуществлять творческий поиск решения проблем. Пробуйте что-то новое. Самый важный показатель – комфорт ребенка. Ребенок показывает нам, что ему нравится и не нравится, и нам необходимо уважать его выбор.

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com