"Не хочу, не буду, отстань!" - Оцениваем поведение ребенка"

29.06.2018
"Не хочу, не буду, отстань!" - Оцениваем поведение ребенка"

Статью подготовила специалист по социально-бытовой абилитации АНО ММДЦ «Елизаветинский сад»Ирина Юрьевна Образова для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

Прежде, чем говорить о формировании навыков самообслуживания, нужно упомянуть о проблемах, возникающих на начальных этапах обучения. Они могут стать основным препятствием на пути к собственной активности малыша, стать причиной так называемого «тяжелого характера».

Изменить нежелательное поведение ребенка — задача очень непростая. Как и многие другие родители, вы, наверное, уже пытались как-то его корректировать, но, не получив однозначных результатов, теперь не знаете, пробовать ли всё сначала.

Напомню, что эта статья рассчитана на то, что вы будете приспосабливать изложенное к своей личной ситуации и своему представлению о том, что полезно для вашего ребенка, а что - нет. Мы отнюдь не пытаемся сделать вид, что можем предложить конкретные решения для каждой проблемы. Это ведь просто невозможно!
Тогда... что мы предлагаем? 

Мы предлагаем общий подход к рассмотрению и устранению проблем, связанных с нежелательным поведением ребенка. В ваших руках окажутся путеводные нити, с помощью которых вы найдете ключ к решению любой проблемной ситуации.


Определение нежелательной модели поведения

Первым делом вам нужно дать точное определение поведению ребенка, которое, на ваш взгляд, является нежелательным. Как вы увидите дальше, это не так легко, как кажется.

Кончено, бывают очевидные проблемы: ребенок дерется, визжит, убегает. Подобные формы поведения обычно проявляются ярко, однако бывают и менее явные отклонения. Например, ребенок может плакать, когда вы уходите, бесцельно блуждать, отказываться выполнять инструкции.
Давайте посмотрим, как именно мы понимаем нежелательное поведение.

Наш опыт показал, что нежелательные формы поведения удобно разделить на три категории:
1) поведение, мешающее учиться;
2) поведение, отрицательно влияющее на уже усвоенные навыки;
3) поведение, разрушительное для семьи и наносящее вред ребенку.

Поведение, мешающее учиться
Саша кричит и отталкивает карточки всякий раз, когда педагоги предпринимают попытку научить его распознавать картинки. Чаще всего Саша ведет себя на занятиях подобным образом в тех случаях, когда его просят сделать что-то новое. Из-за того, что он дерется и вопит, заниматься с ним почти невозможно, и процесс обучения замедляется. Для ребенка эти «представления» — один из способов сказать учебе нет, и нередко родителей приостанавливают все попытки продолжить обучение ребенка.

Поведение, тормозящее или ограничивающее развитие, не всегда носит резкий или взрывной характер. Ребенок, который бесконечно раскачивается, бесцельно слоняется или подолгу сидит, зачарованный каким-нибудь предметом, тоже упускает много возможностей познать что-то новое.

Поведение, отрицательно влияющее на уже усвоенные навыки
Мама вынуждена стоять возле Оли и все время напоминать ей, что надо одеться побыстрее. Оля научилась одеваться совершенно самостоятельно, но по утрам она «застревает» так основательно, что окружающие вынуждены делать за нее всё то, что она уже умеет и должна делать сама. Девочка довольна, ведь всё внимание направлено на неё а маму в этой ситуации особенно раздражает тот неоспоримый факт, что Оля умеет всё сама.

Поведение, разрушительное для семьи и наносящее вред ребенку
Каждый вечер перед сном Тихон плачет и пронзительно кричит. Ночной плач и крик Тихона огорчают всю семью. Из-за этого не могут заснуть и другие дети, а родители вынуждены сидеть с мальчиком, пока он не закроет глаза. Ситуация накалилась настолько, что каждый стал бояться ночных скандалов.

Из-за проблем поведения многие семьи нередко соглашаются на самые разные компромиссы, в том числе и отказ от того образа жизни, который они бы предпочли. Рассматривая эти примеры, вы наверняка представляете и своего ребенка. Возможно, вы уже поняли, что неприятные особенности его поведения можно отнести к одной или нескольким категориям.

Существует одно так называемое умение, которое играет существенную роль в разработке программы регулирования поведения - умение видеть то, что стоит за поведенческим актом, т.е. контекст, в котором он имеет место.


Паттерн О—П—Р

Ни одна из форм поведения не проявляется в вакууме. Как приемлемое, так и неприемлемое поведение имеет место в определенном контексте. Рассмотрим простой пример.

Она разбрызгивает краску, предназначенную для рисования пальцами. Не правда ли, эта короткая фраза четко определяет, что происходит? Но для того, чтобы понять, что происходит на самом деле, мы должны не ограничиваться простым описанием поведения ребенка, а посмотреть шире на обстановку, в которой это происходит.

Ситуация, в которой ребенок ведет себя подобным образом, позволит нам увидеть, насколько его поведение соответствует месту и времени. Выражение «она разбрызгивает краску» можно интерпретировать совершенно по-разному в зависимости от того, где это происходит — на ковре в гостиной или на рабочем столе в игровой.

По реакции, которая следует в ответ на поступок ребенка, мы можем предсказать, повторит ли он этот поступок. За действием, которое описывается словами «она разбрызгивает краску на свой рабочий стол», могут последовать слова мамы, что не нужно давать краске капать на пол. Есть и другой вариант: мама может помочь дочке распределить краску по всему листу. Мы гораздо больше узнаем о «разбрызгивании краски», если рассмотрим этот процесс в более полном контексте. Для того чтобы судить о поведении (П), необходимо узнать обстановку (О) (и то, что предшествовало инциденту), а также реакцию (Р), которая последовала в ответ на действия ребенка.

Итак, в другой обстановке поведение может оказаться приемлемым, а реакция — более благоприятной для ребенка (паттерн О—П—Р). В данном случае мы можем описать два варианта условий, в которых происходит поведенческий акт (обстановка), и два варианта действий, следующих за инцидентом (реакция). Значит, мы можем с большей точностью предсказать, будет ли такое поведение продолжаться.

Что касается реакции на поведение ребенка, то здесь полезно помнить простое правило: скорее всего ребенок повторит поступки, которые поощряются.

Знание обстановки и реакции, а также влияние их сочетания на поведение помогает нам систематически и успешно регулировать поведение.

Двух одинаковых детей на свете нет, каждый какие-то вещи делает по-своему. И поэтому мы не можем привести ни одного примера, который настолько точно описывал бы вашу ситуацию, что вы могли бы сказать: «Да, это, безусловно, мой ребенок!» И все же есть определенные общие подходы к рассмотрению, пониманию и изменению всех форм неприемлемого поведения вне зависимости от уникальных особенностей каждого ребенка.


Анализ поведения

1. Сформулируйте точно, как ребенок себя ведет. Например, не ограничивайтесь описанием "он гиперактивный" или "за столом у него ужасные манеры". Вместо этого постарайтесь точно описать, что делает ребенок. Например, "он вскакивает со своего места и бегает по кухне».

2. Оцените обстановку — что происходит «до того». Вы не просто замечаете, что ребенок вскакивает из-за стола «очень быстро» или «прямо сразу». Лучше засечь время в минутах. Численная оценка обстановки поможет разработать и программу регулирования поведения и приступить к ее исполнению.

3. Определите паттерн О—П—Р. Когда вы заметите, по какой причине и в какой момент происходит нежелательное поведение, что ему предшествует и какая реакция следует, вы сразу поймете, что необходимо сделать, чтоб это нежелательное поведение изменить.

Разработка и проведение в жизнь программы регулирования поведения
1.Откажитесь от положительной реакции на нежелательное поведение.
2.Обеспечьте положительную реакцию на желательное поведение.
3. Измените обстановку.
4. Продолжайте оценку обстановки.

Оценка поведения

Для того, чтобы изменить поведение ребенка, вы должны точно определить, что он делает неправильно. Такие характеристики как "гиперактивный", "агрессивный", "упрямый" или "инфантильный" хороши для общих рассуждений, но для точного определения проблемы поведения не годятся. Необходимо более конкретное описание поведения. Хорошая формулировка должна заключать в себе нечто, позволяющее увидеть и оценить.

 Ниже представлены описания нескольких проблем поведения, первое — общее, второе — точное. Заметьте, только точное описание позволяет понять, над какой конкретной проблемой следует работать.

Общее описание
                                Саша гиперактивен.
                                У Тихона бывают вспышки раздражения.
                                Оля ленива.

Точное описание
                                     За ужином Саша выскакивает из-за стола.
                                     На занятиях Тихон кричит и отталкивает от себя материалы.
                                     У Оли, если ей не помочь, утром уходит 1,5 часа на одевание.

А сейчас пришло время четко сформулировать, в чем проявляется нежелательное поведение вашего ребенка.
Поведение нежелательно, если оно 1) мешает учиться, 2) отрицательно влияет на уже усвоенные навыки или 3) разрушительно для семьи и наносит вред ребенку.

Есть ли у вашего ребенка какие-нибудь модели поведения, которые можно было бы отнести к одной или более категориям? Запишите точное определение тех форм поведения, которые вы хотели бы изменить.


Измерения, необходимые для оценки поведения

Если при описании модели поведения вы будете полагаться только на слова, то никогда не узнаете, изменилось ли что-нибудь кроме вашего словаря!

Дневник изменений, который вы будете вести, - важная составная часть работы по корректировке поведения.

Способы регистрации нежелательных форм поведения

Во многих случаях вести наблюдения означает просто считать, сколько раз ребенок повел себя нежелательным образом, то есть определять частоту инцидентов.
Например:
 Сегодня Тихон кричал и отталкивал от себя учебное пособие два раза;
 Андрей рвёт свою одежду, в среднем, семь раз в день;
 Саша бил другого мальчика в садике 11 раз.

В других случаях наблюдение требует хронометрирования: как долго ребенок ведет себя нежелательным образом. Иными словами, необходимо измерение продолжительности поведенческого акта.
Например:
 Чтобы утром одеться, Оле требуется 90 минут;
 Прежде чем отвлечся, Петя занимался головоломкой 45 секунд;
 После того как Тихона уложили в постель, он продолжал кричать 25 минут.

Когда вы начнете вести дневник изменений, вы будете записывать либо частоту инцидентов (сколько раз это случилось) либо их продолжительность (как долго это длится).

Однако сначала вы должны решить, что стоит фиксировать: частоту или продолжительность. Для этого задайте себе такой вопрос: «Какая величина покажет мне, приближаюсь ли я к своей цели?» Считать, «сколько раз» Оля одевается утром, конечно, бессмысленно. Это не даст нужной информации, потому что цель в этом случае — уменьшить продолжительность процесса одевания. Но в случае Тихона подсчет, сколько раз в день он кричит и отпихивает от себя учебные пособия, поможет ответить на интересующий нас вопрос, потому что цель — уменьшить количество таких инцидентов.

Реплика. В действительности, есть еще и третий способ измерения параметров поведения, и в некоторых случаях именно он оказывается лучше всех. Суть его — в измерении интенсивности. Иногда беспокойство родителей бывает больше связано не с частотой или продолжительностью инцидентов, а с их интенсивностью. Например, ребенок может очень громко говорить или петь. Ваша цель — научить его разговаривать или петь «нормально», и средством измерения эффективности вашего вмешательства может послужить шкала громкости.

Вы нанесете на нее деления, скажем: 4 = невыносимо громко; 3 = слишком громко; 2 = немного громко; 1 = как раз. Затем вы станете пользоваться этой шкалой для измерения параметров нежелательного поведения и проверять, дает ли ваше вмешательство эффект в виде снижения результатов измерения громкости. Другими примерами поведения, измеряемого с помощью шкалы, могут быть быстрая речь, быстрые или медленные движения, громкий и истерический смех, неряшливый прием пищи. В каждом из этих у случаев шкала интенсивности опишет проблему наилучшим образом.


Предварительные измерения

Первыми вашими записями будут недельные данные предварительных измерений-характеристик нежелательного поведения ребенка перед тем, как вы начнете проводить в жизнь конкретную программу, направленную на его изменение. Уже через несколько недель ведения дневника вы увидите, работает ли ваша программа.

Когда вы начнете проводить предварительные измерения, вы можете обнаружить, что в некоторых случаях бывает трудно решить, имел ли место нежелательный инцидент. Иногда это происходит оттого, что проблема еще недостаточно точно определена.

Если в вашей семье записи ведет несколько людей, вам нужно обсудить, что каждый из вас понимает под проблемой. Помните, вы будете измерять либо частоту (сколько раз), либо продолжительность (как долго).

Вот примеры ярко выраженных и нечасто проявляющихся проблем поведения, параметры которых можно измерять в течение всего дня:
 Убегает;
 Демонстрирует яростные вспышки гнева;
 Портит мебель;
 Рвет одежду;
 Дерется;
 Громко кричит.

Однако есть много проблем поведения, которые возникают так часто, что регистрировать их целый день просто невозможно. Вам пришлось бы все время ходить за ребенком по пятам и делать отметки. Вряд ли у вас осталось бы время на что-нибудь другое. В таких случаях вам нужно вести записи только в течение некоторых промежутков времени.

Бывают проблемы, возникающие только в определенное время или в определенных ситуациях, например за столом, во время укладывания в кровать или во время купания. В таких случаях решить, когда стоит наблюдать за ребенком, довольно легко. Но если ребенок ведет себя плохо в самое разное время дня, вам нужно будет установить для себя определенный период (или периоды) времени для наблюдений. Выберите время (обычно хватает 15-30 минут), когда вероятность возникновения проблемы довольно высока и у вас есть возможность проследить за поведением ребенка. Старайтесь организовать свои дела так, чтобы проводить наблюдения можно было каждый день в одно и то же время.

Может быть, вы решите выделить для этого несколько 20-минутных интервалов, скажем, в течение часа после ужина (или в любое другое время). Здесь решение принимаете вы. Главное, чтобы, во-первых, это было время, когда вероятность плохого поведения высока, во-вторых, чтобы это время подходило вам, и, в-третьих, именно в это время вы могли бы проводить исследования каждый день.

Важнее всего постоянство. Следите за тем, чтобы измерения проводились только в эти выделенные вами промежутки времени. Как же определить ту частоту инцидентов, при которой имеет смысл вести наблюдения лишь в определенные периоды времени? Очень приблизительно ответить на этот вопрос можно так: если нежелательное поведение наблюдается чаще, чем раз в 15 минут. Если это происходит реже, отметки нужно делать каждый раз в течение всего дня.

Удобным и точным инструментом для рассматриваемых наблюдений может стать наручный счетчик или таймер в телефоне. Кусок монтажной ленты на вашем запястье (и ручка в кармане) прекрасно заменит бумагу и позволит постоянно записывать события дня, которые позже вы сможете вклеить в блокнот. Для хронометрирования подойдут наручные, настенные и даже напольные (если таковые имеются) часы.


Краткий обзор рекомендаций по ведению записей

За чем именно наблюдать?
1.Подумайте, какая нежелательная модель поведения станет предметом вашего внимания.
2. Сформулируйте точно, как именно ведет себя ребенок, чтобы любой родственник мог согласиться или не согласиться с вами, при обсуждении, имеет ли место быть дисфункциональное поведение.
3. Запишите вашу формулировку.

Как наблюдать?
1. Решите, что вам нужно будет измерять: частоту или продолжительность (или и то, и другое).
Спросите себя: «Если я узнаю, «сколько раз» мой ребенок ведет себя неправильно, покажет ли мне эта цифра, продвигаюсь я к своей цели или нет?» Запишите, что вы будете измерять: частоту (сколько раз) или продолжительность (как долго).

Когда наблюдать?
1. Если нежелательное поведение ребенка проявляется нечасто, то наблюдать нужно целый день.
2. Если нежелательное поведение проявляется часто или в определенных ситуациях, ведите наблюдение в течение более коротких промежутков времени. Запишите, будете ли вы вести наблюдение весь день или в течение более короткого промежутка времени.
3. Если вы собираетесь вести наблюдение в определенный промежуток времени, запишите, в какой именно.

Когда вы заполните все представленные здесь графы, вы сможете приступить к недельным измерениям параметров поведения вашего ребенка. Впишите свои данные в таблицу и с завтрашнего же дня начинайте ее заполнять. Ведите записи до тех пор, пока не будете готовы начать работу по изменению нежелательного поведения. Ведение записей должно продолжаться не менее одной недели.


Определение паттерна О—П—Р

В начале этой главы мы представили вам понятие «паттерн О—П—Р». Раз вы сформулировали проблему поведения и начали проводить предварительные измерения его параметров, то теперь для запуска программы регулирования, вам нужно определить паттерн О—П—Р.

11111111111.jpg

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com