Музыкальный ключик к ребёнку с ДЦП.

16.05.2018
Музыкальный ключик к ребёнку с ДЦП.

Статью подготовила специалист по музыкальному воспитанию АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Татьяна Юрьевна Мавринчук для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

Каждый ребёнок приходит в детский сад уже со своим опытом: жизненным, игровым, эмоциональным, социальным, музыкальным. У него свои предпочтения - то, что ему интересно и что ему приносит радость. И, наоборот, чего он избегает, что вызывает отторжение, агрессию, страх.

Музыкальный терапевт не всегда может добиться обратной связи от малыша с ДЦП, поэтому перед первым посещением детского сада мы обычно беседуем с родителями, расспрашиваем их об интересах ребёнка, в том числе и музыкальных. Часто уже на первых этапах общения становится понятен стиль воспитания, виды деятельности, которые родитель использует в ходе общения с ребёнком, семейный уклад и традиции. Можно почувствовать, сколько тепла и заботы вкладывают родители в своих малышей, сколько терпения, выдержки и любви вложено в маленькое сердце.

Я помню одну девочку, назовем ее Регина, общаясь с которой ни воспитатели, ни специалисты абсолютно не понимали, что она ощущает. Пришлось приложить много усилий, предложить спектр музыкальных тембров, ритмов, мелодий, песен, чтобы девочка откликнулась. Её улыбка была так дорога!

Каждому из нас - родителю или педагогу - часто очень сложно соотносить уровень наших притязаний c результом и самим процессом. Для себя мы отмечаем «включение» со стороны ребёнка, его радость, удовольствие и уже наслаиваем последующие впечатления.

А с другой девочкой Алисой связующим звеном стала кукла. Изначально она не хотела заниматься, но через игру с куклой получилось её вовлечь в занятия.

Благодаря современной гуманной педагогике и специальной психологии воспитатели могут варьировать разные техники и подходы к ребёнку и следовать интуиции.

У каждого ребёнкасвои возможности и ограничения. Для наших детей не существует единой диагностической шкалы, по которой можно было бы с легкостью судить об уровне их музыкального развития. Мы можем сравнить восприятие ребёнка лишь со своим собственным. И даже самое небольшое изменение в его поведении становится большой победой, на основе которой можно строить дальнейшее развитие.

Всем детям нравится перебирать струны на гитаре, стучать по барабану, взаимодействовать доступными им способами с музыкальными инструментами вопреки их глухоте, слепоте - они всё равно ощущают музыкальные вибрации.

Тихая и скромная Инна неожиданно эмоционально ярко стала стучать по барабану, будто она прошла курс обучения, и в этот момент мы открыли скрыты черты характера скромного и тихого ребёнка.

Большое счастье для музыкального терапевта - найти такой музыкальный ключик, благодаря которому раскрывается личность ребёнка. Большая часть детей не говорит и не вокализирует, но во время занятия можно услышать отдельные слоги, простые слова, которые умелый музыкальный терапевт специально пропускает, а также увидеть вовлеченность и участие ребенка в процесс.

Вот пример одной из песен, которая нравится нашим деткам. Это авторская песня Владимира Москвина « Про гнома» :

В лесу стоит маленький…… дом (бим-бам-бом!),
А в нем живет старенький…… гном (бим-бам-бом!),
И каждый, кто проходит мимо днем иль ночью,
Позвонит……. в синий колокольчик. (ребенок звонит в синий колокольчик)
И каждый, кто проходит мимо днем иль ночью,
Позвонит ………в синий колокольчик.
Откроет дверь старенький …….гном (бим-бам-бом!),
Заходит гость в маленький…..дом (бим-бам-бом!).

Всегда готов хозяин угостить любого
И найти ласковое слово.
Всегда готов хозяин угостить любого
И найти ласковое….слово.
А если ты очень…..устал (бим-бам-бом!)
И целых три ночи …..не спал (бим-бам-бом!), —
Тебе постель в тепле расстелет после чая,
Крепкий….. сон тихо напевая.
Тебе постель в тепле расстелет после чая,
Крепкий……. сон тихо напевая.
В лесу стоит маленький ….дом. (бим-бам-бом!)…

Важно рассказать родителю об успехе ребёнка, чтоб они похвалили его и дома закрепили результат - важно сделать родителей союзниками. Часто достаточно нескольких минут в день, чтобы в быту, на прогулке или за обедом проиграть успешную ситуацию.

Важно принять музицирование, как доступный вид деятельности в семье, который приносит всем радость и удовольствие.

И как поет Леонид Утесов в песне на слова Лебедева-Кумача В., музыка Дунаевского И.:

Легко на сердце от песни веселой,
Она скучать не дает никогда,
Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, и зовет, и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет.
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет….

Пение - новый для родителей канал общения с ребёнком, что особенно ценно для детей с ДЦП. Сопровождая пением кормление, массаж, купание, одевание, прогулку, родители обогащают словарный запас ребёнка, закрепляют усвоенные ранее понятия, придать привлекательность обыденной деятельности.

Например, ритмодекламация « Варим борщ» на слова Татьяны Эдуардовны Тютюниковой иллюстрирует сам процесс приготовления и перечисляет все ингредиенты, подтверждая это характерными движениями. Катаясь на качелях, так и хочется спеть песню «Крылатые качели» Е.Крылатова и Ю.Энтина, а укладывая спать малыша, одну из любимых колыбельных.

Голос мамы и папы особый, он записывается на глубоких уровнях сознания и в определенные трудные моменты жизни способен прийти на помощь. Обучение и снятие зажимов и страхов у родителей является неотьемлемой частью работы музыкального терапевта.

Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов и Комитета общественных связей г. Москвы.

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com