Есть контакт! Или как с пользой обратить на себя внимание
×

Есть контакт! Или как с пользой обратить на себя внимание

10.05.2018
Есть контакт! Или как с пользой обратить на себя внимание

Статью подготовила специалист по социально-бытовой абилитации АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Ирина Юрьевна Образова для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

Артём может часами сидеть на полу, бесцельно раскачиваясь, теребя веревочку или разглядывая свои пальчики. А теперь давайте постараемся себе представить, что происходит в это время с мамой, которая не знает, чем заполнить бесконечные дни сына.

Прошло много времени, прежде чем её отношение к досугу ребёнка изменилось. И лишь благодаря тому, что она научила Артёма сидеть за столом и играть в простые игры. Этот маленький успех придал ей уверенность в своих силах: она поняла, что сможет продолжить обучать Артёма.

Конечно, плохо, что в течение дня ребенок ничем не занят. Психологическое состояние родителей меняется, когда они начинали систематически, каждый день понемногу заниматься со своими детьми. И дети - какой сюрприз! - делают то, о чем родители никогда не смели мечтать.

Наверное, самым существенным из подготовительных навыков является умение концентрировать внимание. Читая эти строки, вы концентрируете внимание на том, что написано. Другими словами, вы в состоянии игнорировать, оставлять на периферии своего сознания многие - например, звук работающего телевизора, ссору неугомонных соседей за стенкой. Способность к избирательному вниманию, сосредоточению на конкретной вещи в конкретное время - естественное свойство сознания человека.

Умение концентрировать внимание
 Смотрит, когда его зовут
 Приходит, когда его зовут
 Узнает предметы по их названиям
 Выполняет простые указания

Ребенку с особенностями развития трудно на некоторое время сконцентрировать внимание на задании. Однако это является самым важным умением, которому необходимо учить. Ребенка, неловко скорчившегося на стуле, постоянно озирающегося и не реагирующего на свое имя, нельзя считать готовым к занятиям.

Для того чтобы он смог учиться, ему необходимо сначала сконцентрировать внимание на задании и не обращать внимания на посторонние предметы.

Он должен смотреть на вас, слушать то, что вы ему говорите, и быть в состоянии выполнять ваши инструкции.
Давайте представим себе следующую ситуацию: мальчика Сашу необходимо научить пить из кружки.

Можно сколько угодно пытаться научить Сашу, но все усилия будут заканчиваться провалом, если ребенок не сосредотачивается на том, что ему нужно сделать, не откликается на свое имя и его взгляд блуждает по комнате.

С чего тогда начать?
В данном случае, необходимо попробовать научить ребенка смотреть на вас, когда Вы говорите: «Саша, посмотри на меня!»

Оборудование сцены.
Начнём с ежедневных занятий в течение 5 минут, когда никто не сможет помешать. Из поля зрения уберем всё, что может отвлечь внимание (игрушки, книги с яркими обложками, конфеты). Стулья нужно поставить так, чтобы вы могли сидеть близко лицом к лицу. Необходимо, чтобы он привык к этой обстановке, чтобы это стало для него обычным и предсказуемым. Первоначально именно такое пятиминутное сидение и будет необходимым упражнением.

Поощрение.
Составляя для Саши учебный план, необходимо не забывать об угощении.
Например, он любит небольшие яблочные дольки. Значит, нужно всегда держать наготове чашку с этим угощением. Мы можем предположить, что процесс обучения сам по себе не захватит мальчика настолько, чтобы он сконцентрировал на нем внимание, однако он не захочет отказать от любимого угощения.

Итак, приступаем к программе. Все готово: стол чист, стулья стоят друг напротив друга, а в чашке – яблочные дольки. Как только мы привели Сашу на занятие, мы должны дать первую дольку: «Хороший мальчик, Саша, ты пришел на занятие!» Вероятнее всего, когда мы впервые скажем: «Саша, посмотри на меня!» — он ничего не сделает. С таким же успехом мы можем разговаривать сами с собой.

Словесные указания, физическое руководство и поощрение.
Вероятно, это еще сложный шаг для мальчика. Можно попробовать придвинуться поближе, опуститься на уровень его глаз и поднеся лакомство к своему лицу попробовать еще раз: «Саша, посмотри на меня», - и мягко направить его голову так, чтобы он увидел лакомство. Когда мы замечаем, что Саша хотя бы ненадолго сосредоточил свое внимание, мы можем положить угощение ему в рот и похвалить: «Молодец, Саша!»
Заканчивайте урок маленькой победой. Это гораздо важнее его продолжительности.

Непрерывность обучения и постепенный отказ от физической помощи.

Необходимо продолжать заниматься ежедневно, пусть даже занятия будут длиться всего 4-5 минут. Возможно, пройдет немало дней, когда мальчику уже не понадобиться физическая помощь. Чтобы увеличить время концентрации внимания, нужно оттягивать вручение награды.

Как только Саша научится реагировать на указание: «Саша, посмотри на меня!», занятия пойдут гораздо успешнее. Конечно, это требует времени, терпения и постоянных ежедневных усилий, но результат будет стоит затраченных ресурсов. После этой небольшой победы обучение другим навыками (пить из кружки, самостоятельно принимать пищу или складывать кубиков в коробку) станет гораздо проще.

В рассмотренном примере мы выбрали угощение в качестве поощрения. Однако на практике специалисты "Елизаветинского сада" скорее используют похвалу, игры или музыку.

Как научить ребенка концентрировать внимание?
Существует множество способов повышения способности ребенка концентрировать внимание:

1. Стоять рядом
Когда мы разговариваем с ребенком, помним, что он должен видеть и слышать нас.

2. Лицо на уровне глаз ребенка
Стараемся расположиться так, чтобы ребенок видел наше лицо, ведь именно на нём он должен сосредоточиться. Если малыш сидит на полу - присядем на корточки; если он сидит за столом - садимся напротив. Делаем так, чтобы ребенку было как можно легче наблюдать за нашим лицом.

3. Звать ребенка по имени
Существует слово, которое ребенок поймет скорее всего - это его имя. Прежде чем попросить о чем-нибудь, нужно привлечь внимание малыша, окликнув его по имени. Тогда он поймет, что мы разговариваем с ним и не продолжаем, пока он не повернется и не посмотрит на нас. Если он не поворачивается, зовем его по имени снова. Если ребенок все же не откликается на свое имя, поворачиваем его лицо к себе, нежно взяв за подбородок. «Оля, возьми мяч!»

4. Установить зрительный контакт
Когда мы позвали ребенка и он к нам повернулся, посмотрим ему в глаза. Если его лицо будет перед нами, но взгляд устремлен в пол, он может сконцентрировать внимание скорее на полу, чем на нас. Если он не смотрит прямо на нас, можно взять его за подбородок и мягко направить его лицо так, чтобы он посмотрел на нас. Или взрослому стоит переместиться на пол так, чтобы попасть в поле зрения ребенка (если малышу трудно удерживать голову самостоятельно).

5. Внимательно подбирать слова
Нужно пользоваться знакомыми словами и короткими предложениями. «Пойдем играть» скажет ребенку именно то, к чему мы го призываем. И, в таком случае, не стоит говорить с ним о «перерыве» или «игровом времени», ведь эти слова ничего ему не скажут.

6. Постоянство
Говоря о людях, местах и предметах, используйте всегда одни и те же слова. Отец всегда должен быть «папой». Не нужно звать его разными словами: «отец», «па».

7. Использование жестов
Если вы будете дополнять свои слова соответствующими жестами, ребенок сможет легче понять вас и охотнее сконцентрирует внимание.

Игра со стаканчиками
Еще один способ повысить способность ребенка к концентрации внимания -поиграть с ним в старинную игру. Задача ребенка состоит в том, что он должен следить за тем, как вы прячете что-то съедобное под одним/двумя/тремя стаканчиками, наблюдать за перемещениями этих стаканчиков, а затем с первой попытки показать нужный.

Материалы. Возьмите один/два/три бумажных стаканчика и маленькие кусочки любимого лакомства (орешки в шоколаде, кусочки печенья, виноград).

Программа. Продолжительность игры должна быть небольшой (5-10 минут). Начните с одного стаканчика. Спрячьте орешек в шоколаде (или другое угощение) под стаканчик. Скажите: «Найди конфетку!» Помогите ребенку поднять стаканчик и найти приз. (После первой попытки он найдет лакомство и съест его.) Подвигайте стаканчик по столу и помогите ребенку найти приз. Продолжайте в том же духе: прячьте конфету под стакан и двигайте его по столу, пока ребенок не научится находить угощение самостоятельно. Затем добавьте второй стаканчик. Спрячьте угощение под один из стаканчиков и подвигайте его немного, оставив второй там, где он стоял. После того, как ребенок научится ориентироваться в такой ситуации, поменяйте стаканчики. Постепенно усложняйте задачу, двигая стаканчики быстрее или дольше.

Примечание: Проверяйте, следит ли ребенок за тем, что происходит. Для того, чтобы эта игра оказала положительное воздействие, он должен выигрывать в большинстве «партий». Не позволяйте ему гадать или поднимать стаканчик всегда в одном и том же положении. Если ребенок ошибется, замедлите темп игры. Добавьте третий стаканчик, но сначала двигайте только тот, под которым спрятано лакомство. Затем можно начать двигать два стаканчика, и наконец, медленно, все три. Постепенно усложняйте задачу: двигайте стаканчики быстрее и чаще меняйте их.

Другие варианты. Для разнообразия попробуйте дать роль ведущего ребенку. Пусть он прячет угощение и меняет стаканчики. Отыскивать будете вы. Проявите заинтересованность: радуйтесь, найдя приз.

Подход к обучению любым навыкам один: МАЛЕНЬКИМИ ШАГАМИ К НАМЕЧЕННОЙ ЦЕЛИ.

В нашем Центре мы стараемся максимально индивидуализировать обучение в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью педагога или родителей), постепенно роль взрослого уменьшается и наконец ребенок овладевает - по возможности - самостоятельным выполнением различных действий.

Обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление ребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, педагоги и родители должны оказывать лишь необходимую помощь. В дальнейшем по мере усвоения навыка потребность в непосредственной помощи взрослого при выполнении определенных движений постепенно снижается. При этом важно учитывать возможности ребенка и четко знать, что можно от него требовать и в каком объеме. Все занятия лучше проводить в игровой форме и обязательно поощрять ребенка за правильное выполнение действий, результаты которых он всегда должен видеть.

Используемая литература:
1/ «Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» И. Ю. Левченко и О. Г. Приходько; издательство «Академия»
2/ «Путь к независимости» Брюс Л. Бейкер и Алан Дж. Брайтман

Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru