Статью подготовили эрготерапевты АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Анна Лучникова и Надежда Ульянова для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.
Основная задача на начальном этапе восстановительного лечения – обучение навыкам самообслуживания (умению одеть себя, провести гигиенические процедуры), самостоятельному вставанию с постели, держать баланс. В дальнейшем люди обучаются навыкам передвижения, приготовления пищи, ремонта одежды (пришивание пуговиц и т.д.), умению пользоваться шнуровкой, различными видами застежек и т.д., т.е. навыкам бытового самообслуживания.
Эрготерапевт должен быть уверен, что человек может обслуживать себя дома. Для этого выясняются условия проживания и вносятся необходимые изменения в окружающую обстановку. При необходимости специалист рекомендует установить дополнительные поручни в туалете, ванной комнате, коридоре, убрать пороги, где-то переставить мебель и т.д. достигается главная цель – пациенты в состоянии себя обслуживать, а некоторые и в состоянии выполнять определенную работу.
Эрготерапевты помогают в восстановлении подвижности человека - в преодолении трудностей, связанных с повседневной деятельностью: одеванием и раздеванием, готовкой и приёмом пищи, личной гигиеной и многими другими функциями и повседневными задачами.
Методики обучения продуктивной деятельности применяются для обучения навыкам работы на кухне клиентов, пользующихся креслом-коляской, пациентов с гемипарезами, ревматоидным полиартритом, парапарезами, а также с незначительными умственными расстройствами.
Основная цель - обучить самостоятельному приготовлению пищи, приему пищи, уборке.
В первую очередь происходит знакомство с кухонным оборудованием (мебель, бытовые приборы, посуда) Людей, имеющих трудности с передвижением, необходимо научить активно передвигаться на кухне, обеспечить беспрепятственный доступ к кухонному оборудованию.
Проговариваются правила безопасности при работе на кухне, при использовании электроприборов требуются внимание и определенные знания. Важно помнить о следующих правилах: - не прикасаться мокрыми руками к работающему электроприбору; - не держать долго открытыми включенные приборы (холодильник, духовку); - электрочайник заполнять водой до заданной отметки, для нагревания устанавливать на ровную поверхность; - при использовании ключа для открывания консервных банок следить за тем, чтобы не поранить руки режущей поверхностью; - при работе, связанной с водой, для предотвращения травматизма следить за тем, чтобы разбрызгивалось как можно меньше воды; - с особой осторожностью перемещать сосуды с горячей водой.
При обучении пользованию кухонными бытовыми приборами обязателен рассказ о назначении бытовых приборов: электроплиты, холодильника, электрочайника, ключа для открывания консервных банок и т.д., обязательно предлагается самостоятельно выполнить то или иное действие.
При сервировке стола передвигающимся в кресле-коляске рекомендуется использовать приспособления для перемещения посуды на коленях, при поражении одной половины тела - использовать для этого столик на колесиках. Человеку объясняют и показывают, как накрыть стол для завтрака, обеда и т.д. Затем человек пытается самостоятельно выполнить необходимые действия. Постепенно обучают нарезке продуктов (хлеб, овощи) с использованием специальных приспособлений. Используя разделочную доску с шипами, демонстрируют нарезку отварных овощей, хлеба. Затем человек пытается самостоятельно выполнить эти действия. При необходимости используется нож с адаптированной ручкой или с ремешком для руки.
Во время обучения чистке овощей объясняют порядок действий: - мытье овощей; - помещение овощей на приспособление для их закрепления; - чистка вареных овощей; - чистка сырых овощей. Затем вместе с человеком переходят к выполнению этих действий.
Обучение приготовлению салатов: - выбор нужных ингредиентов; - мытье овощей; - чистка овощей; - нарезка, измельчение овощей на терке; - заправка салата. Приготовление осуществляется совместно с клиентом или его родственниками.
Подбор и обучение пользованию столовыми приборами В соответствии с патологиями осуществляется подбор столовых приборов: насадки для ножей, вилок, ложек, столовых приборов с изогнутой ручкой, ремешков для руки для облегчения пользования столовыми приборами, накладных бортиков для тарелки, ковриков из нескользящего материала под столовые приборы, кружек с двумя ручками. В течение нескольких занятий проводится работа по обучению использованию столовых приборов.
При мытье посуды учат: - поместить использованную посуду в мойку доступным ему способом; - очистить посуду от остатков пищи; - использовать для мытья посуды губку или щетку с изогнутой или утолщенной ручкой; - убрать посуду в шкаф.
Есть масса приспособлений и вспомогательных средств, имеющих, порой, очень большое значение для бытовой и социальной адаптации в жизни людей, кто в этом нуждается.
Ходьба:
1. Обувь(удобная, поддерживающая, без скользких подошв)
2. Трех- и четырех опорные ходунки
3. Фиксаторы стопы и лодыжки
4. Трости (индивидуальные длина, форма ручки, вес, внешний вид)
5. Рамки для ходьбы
6. Фиксатор колена
7. Перила
Умывание и принятие ванны:
1.Гидросиденья для ванны
2.Стул и доска для ванны
3. Надувные сиденья для ванны
4.Правильно размещенные вокруг ванны поручни
5. Нескользкий коврик для ванны
6. Лебедки
Посещение туалета:
1.Приподнятое сидение туалета с рамкой
2.Поручни
3.Самомоющийся туалет
4.Биде
5.Безопасное крепление стульчака к кровати
Одевание:
1.Приспособления для доставания обуви и одежды
2.Рожок для обуви с длинной ручкой
3.Эластические шнурки
4.Спиральные шнурки
5.Ботиночные застежки
6.Крючки на пуговицы
7.Рычаг для пуговичного крючка
Прием пищи:
1.Комбинированная вилка-нож
2.Тарелка с приподнятым краем
3.Ограничитель тарелки.
4.Поднос с нескользящим покрытием
5.Емкости для пищи с присасывающимся устройством
6.Трубочка для питья с односторонним клапаном
Приготовление пищи:
1.Доска с иглами для резки и чистки продуктов
2.Вмонтированный в стену электрический открыватель бутылок
3.Держатель бутылок и банок, фиксирующий их к рабочей поверхности