Эрготерапия. Обучение навыку одевания и раздевания

03.07.2018
Эрготерапия. Обучение навыку одевания и раздевания

Статью подготовили эрготерапевты АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Анна Лучникова и Надежда Ульянова для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

Современная методика реабилитации - эрготерапия эффективна при восстановлении человека с нарушениями двигательных функций. При имеющихся физических ограничениях показана эрготерапия для улучшения качественной составляющей жизни человека, которые вследствие определенной болезни или травмы утратили двигательные способности, не могут координировать свои движения и делать привычные дела.В систему эрготерапии входит сложный реабилитационный комплекс мероприятий, который направлен на восстановление естественной, повседневной деятельности человека со строгим учетом имеющихся патологических изменений и физических ограничений.

Для любого метода эрготерапии характерен индивидуальный и комплексный подход вне зависимости от возраста и диагноза. Эрготерапевту важны не только состояние здоровья и характер болезни. Все имеет значение – окружение человека, его образ жизни до болезни, индивидуальные увлечения, особенности и склонности, уровень интеллекта.

Эрготерапия помогает решать конкретные трудности и проблемы, которые возникают в процессе выполнения обычных действий. Наблюдая за тем, как человек выполняет обычные действия, эрготерапевт определяет, какой объем ограничения движений присутствуют.

В основном в эрготерапии подбирают упражнения, которые несут под собой практическую направленность (переложить предмет, переставить стул, набрать номер телефона, открыть крышку). Также используются игры в шахматы, домино, шашки, лепка, конструктор, пазл, рисование, вырезание ножницами и многое другое. Все упражнения подбираются строго индивидуально и зависят от целей реабилитации.

Основная задача эрготерапии - не только максимально восстановить двигательные функции, но и адаптировать пациента к привычной здоровому человеку жизни, помочь стать самостоятельным, социально приспособленным и независимым в быту. Эрготерапия требует длительной и постоянной тренировки. При любом заболевании будет наблюдаться положительная динамика в той или иной степени выраженности.

Основным методом является практическое выполнение человеком разнообразных занятий, связанных с тем или иным видом деятельности. Методики эрготерапии при нарушении опорно-двигательного аппарата полностью или частично утративших возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься хобби, полноценно отдыхать.

Перед началом реабилитационных мероприятий эрготерапевт проводит оценку нарушений жизнедеятельности человека. С помощью специальных методик, тестов, тренажеров, моделирующих различные аспекты деятельности человека, выявляются нарушения компонентов и составляющих жизнедеятельности человека. На основании проведенной оценки специалист вместе с клиентом определяет цели, методы и план эрготерапевтических занятий. используется ряд тестов, которые позволяют выявить проблемы пациента, вызванные расстройствами функций.

Определение способа захвата. В качестве мелких предметов для тестирования используют иголку, гвоздь, ключ, лист бумаги, бисер, карандаш; более крупных - кубик с гранью 4 см, скалку, книгу, сумку с ручкой, нож, мячик диаметром 6 см., если возможен захват мелких предметов и их удержание предлагают дощечку с отверстиями, болты, шайбы и гайки.

При составлении плана реабилитационных мероприятий эрготерапевту лучше положиться на мнение клиента в этих вопросах, чем навязывать ему свою точку зрения; - выбор занятия должен соответствовать культурным особенностям среды человека, клиент скорее найдет занятие уместным для себя, если оно отражает нормы и ценности его культурной группы; - занятие должно учитывать возрастные особенности.

В этом случае в задачу эрготерапевта входит обеспечение для человека возможности поддерживать баланс между действиями по уходу за собой, проведением досуга и выполнением продуктивной деятельности в форме, способствующей его независимости и автономности; - при выборе занятий необходимо учитывать как сильные, так и слабые стороны человека, а также характер деятельности. Важно, чтобы этот процесс соответствовал реальным условиям жизни клиента и его устремлениям; - деятельность должна проходить в обстановке, в которой она наиболее вероятно будет осуществляться человеком.

Пример по использованию вспомогательных средств в личной гигиене человека. Изначально эрготерапевт знакомит клиента с имеющимися вспомогательными средствами; подобираются вспомогательные средства, требующиеся конкретному человеку; - последовательно поэтапно обучают пользованию вспомогательными средствами. При обучении одеванию/раздеванию важно научить человека самостоятельно одеваться /раздеваться. Перед началом занятий необходимо определить положение в пространстве, наиболее благоприятное для одевания/раздевания.

При надевание пуловера/рубашки клиентов с гемипарезами, верхними парапарезами учат одеваться таким образом: в положении сидя или стоя нужно вставить руки в рукава, затем поднять их вверх, просунуть голову в горловину. Если человек не может поднять руки, нужно пропустить сначала голову, но в этом случае будет трудно попасть рукой в пройму. В положении лежа научиться надевать одежду гораздо труднее. При надевании брюк/юбки для пациентов с гемипарезами, верхними парапарезами, тетрапарезами, нижними параплегиями методику одевания определяет вид поражения. Если человек сидит на стуле, он нагибается, чтобы вставить ноги в штанины и поднять их до бедер, затем встает, чтобы дотянуть их до талии. Если человек лежит на спине, он поднимает одну ногу, затем другую, чтобы натянуть брюки до бедер, затем поднимает таз, чтобы натянуть их до талии. Если человек не в состоянии поднять таз, для надевания одежды необходимо перекатывание с боку на бок.

Во время раздевания: пуловер/рубашка. Если человек может сделать движение назад плечом, он освобождает с помощью доминирующей руки плечо с обратной стороны. Если нет, он захватывает верхний край пуловера со стороны спины одной или двумя руками, пропускает в горловину пуловера подбородок, нагибается и стягивает пуловер, пропуская голову, а затем освобождая руки. Для этого требуется хорошая фиксация головы и туловища. Раздевание может осуществляться в положении стоя, сидя на стуле, сидя «по-турецки» на ковре. Для людей, которые не могут удерживать положение сидя очень сложно предложить определенную технику раздевания, нужно адаптироваться к их возможностям (при раздевании бывает достаточно владеть захватом ладонью, который должен быть довольно крепким).

При раздевании: брюки/юбка Применяется для людей с гемипарезами, парапарезами, нижними параплегиями. В позиции стоя человек спускает брюки до бедер, затем садится, чтобы освободить голени. В позиции лежа он освобождает ягодицы, спускает брюки поочередно с каждой ноги, затем полностью снимает брюки.

Обучение застегиванию пуговиц - долговременный и трудный процесс. Застегивание требует хорошего захвата большим и указательным пальцами доминирующей руки. Сначала человека учат вставлять пуговицы (продолговатые деревянные, картонные) в отверстия, затем - застегивать и расстегивать пуговицы, начиная с больших, при этом петли должны быть немного больше необходимого размера. Следующий этап - обучение человека застегиванию собственной одежды, положенной перед ним на столе, затем - застегиванию одежды на себе. Для обучения предпочтительна одежда из шерсти, петли должны быть крупнее, чем на его обычной одежде.

При обучению обуванию и шнурованию наиболее оптимальные положения для обувания: - сидя на стуле, ноги на полу, корпус наклонен вперед; - сидя на стуле, ноги на подставке, на высоте чуть ниже стула; - сидя на полу, колени согнуты. При обучении шнурованию необходимо развивать захват большим и указательным пальцами. Если есть какие-либо проблемы, то сначала тренируются на деревянной обуви (макете), используя шнурки разного цвета, чтобы было легче запомнить механизм шнурования. Шнурки должны быть с толстым наконечником. Затем используются шнурки одного цвета. Человек шнурует обувь, поставленную перед ним на столе пяткой к нему. В случае затруднений со шнуровкой необходимо повторять операцию каждый раз сначала. Для завязывания шнурка узлом необходимо научить человека скрещивать шнурки, образуя круг, пропуская один конец шнурка внутрь этого круга.

Обучение пользованию вспомогательными средствами при одевании/раздевании. Происходит обучение пользованию палочкой с крючком. Производится демонстрация одевания одежды с помощью палочки. Сначала обучают пациента правильному захвату палочки, далее, помогая ему, осуществляют захват одежды и натягивают ее. Затем пациент пытается выполнить эту операцию самостоятельно.
При обучении пользованию приспособлениями для надевания колгот и носков. Демонстрируют пациенту последовательность надевания колгот и носков. Сначала на приспособление, расположенное на коленях, натягивают колготы, затем опускают его вниз, удерживая за тесемки, и натягивают на ноги вместе с надетыми на него колготами.

Основная задача на начальном этапе восстановительного лечения – обучение навыкам самообслуживания (умению одеть себя, провести гигиенические процедуры), самостоятельному вставанию с постели, держать баланс. В дальнейшем люди обучаются навыкам передвижения, приготовления пищи, ремонта одежды (пришивание пуговиц и т.д.), умению пользоваться шнуровкой, различными видами застежек и т.д., т.е. навыкам бытового самообслуживания.

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com