Экономим на памперсах. Всё, что нужно знать о приучении к туалету. Часть 1

05.11.2018
Экономим на памперсах. Всё, что нужно знать о приучении к туалету. Часть 1

Статью подготовила специалист по социально-бытовой абилитации АНО «ММДЦ» «Елизаветинский сад» Ирина Юрьевна Образова для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

Учить ребенка пользоваться туалетом нелегко. Вам нигде не удастся «срезать» путь, а занятие это, честно говоря, не слишком увлекательное. Здесь более всего нужна решимость довести дело до конца и систематическое проведение определенных процедур. В этой статье я постараюсь помочь вам и в том, и в другом.

Навыки, составляющие умение пользоваться туалетом
Нередко, думая об умении пользоваться туалетом, мы представляем себе сухие и чистые штанишки... Вряд ли что-нибудь еще. В действительности, если ребенок научился пользоваться туалетом должным образом, значит, он освоил не одно только умение делать свои дела в унитаз, а гораздо больше.

Это значит, что он овладел каждым из перечисленных ниже действий:
1. Распознает момент, когда нужно идти в туалет.
2. Умеет сдерживаться.
3. Входит в туалет.
4. Спускает штаны.
5. Садится на унитаз.
6. Делает свои дела в унитаз.
7. Использует туалетную бумагу по назначению.
8. Натягивает штаны.
9. Спускает воду.
10. Моет руки.
11. Вытирает руки.

Может быть, ваш ребенок уже умеет делать некоторые из этих вещей. Если это так, то, работая по данной программе, всегда давайте ему возможность выполнять их самостоятельно. А, может быть, наоборот, ваш ребенок не знает, как подступиться ни к одному из перечисленных действий. Однако волноваться по этому поводу не стоит.

Если же мы говорим о наших подопечных – детях с тяжелой двигательной патологией – достаточно двух первых пунктах и сообщении о своем желании сходить в туалет. По этой программе, совместно с поддерживающими нас семьями мы успешно работаем уже более пяти лет.

Нашей первой задачей будет обучить ребенка всего лишь одному - делать свои дела в унитаз. Сначала большинство остальных действий нам приходится выполнять за него. Через некоторое время можно начать учить его остальным навыкам последовательно. Всё вместе станет тем, что называют полностью отработанным умением пользоваться туалетом.

Готов ли ваш ребенок?
Ребенка можно считать готовым к освоению умения пользоваться туалетом, если он:
1. умеет выполнять простые указания («Пойди сюда, Вика»);
2. в состоянии просидеть на стуле 5 минут;
3. в состоянии сдерживаться в промежутке между двумя высаживаниями в течение минимум 1,5 часов (это нужно освоить, прежде чем начать учиться делать в туалете малые дела).

Примечание: Если ваш ребенок не умеет выполнять простые указания или не может усидеть втечение 5 минут, вам следует сначала обучить его этим умениям.

Решайтесь!
Даже если вы никогда не пытались учить ребенка пользоваться туалетом или пытались, но неудачно, вам нужно прямо сейчас принять решение, освоить ли предлагаемый подход и упорно следовать ему. Многие родители могли бы подтвердить вам, что конечный результат доказывает, что эти усилия были не напрасны.

Помните, никто за вас не научит вашего ребенка пользоваться туалетом. Это круглосуточная работа эта, а ребенок большую часть времени проводит с вами. Однако для достижения успеха необходима преемственность. Это значит, что нужно заручиться поддержкой тех, кто, как и вы, проводит время с ребенком: няни, воспитателя и, конечно, остальных членов семьи.

Свидетельства родителей об успехе предлагаемой программы:

Мама А.: «Мы недостаточно хорошо осознаем, насколько медленным и постепенным бывает процесс обучения умению пользоваться туалетом, как много бывает откатов назад. Иногда кажется, что вы просто стоите на месте, и вам так легко сказать себе: «Все, хватит!»

Мама И., беседуя с несколькими родителями, вспоминала, какую большую роль в достижении успеха сыграло тщательное ведение записей. «Я страшно боялась цифр, но со временем даже подружилась с ними. Ведение записей представляется гораздо более трудной задачей, чем оказывается на практике... и, кроме того, без них просто невозможно ничего добиться».

Папа М. отметил, насколько полезным для всей семьи было участие в обучении малыша. «Мы делали это вместе - для М. и для себя. Мы просто обязаны были заставить программу заработать».

Ведение записей

Дневник наблюдений
Первым и самым важным шагом должно стать определение графика мочеиспускания и стула, показывающего, в какие часы в течение дня ребенок с наибольшей вероятностью намочит или испачкает штанишки.

Для определения этого графика придется вести соответствующие наблюдения в течение двух недель. Записывать следует и время мочеиспускания, и время стула. Начать заниматься вы сможете только по прошествии этих двух недель.

Что делать в течение двух недель
1. В течение двух недель продолжайте относиться к отправлению естественных нужд ребенка так, как раньше. Если вы не высаживали его на горшок или унитаз, не начинайте делать это сейчас.
2. Если вы его высаживали, записывайте, сделал или нет он свои малые или большие дела за время, пока сидел.
3. Когда ребенок просыпается утром, проверьте его подгузники - сухие они или мокрые, чистые или грязные.
4. Проверьте то же самое час спустя и продолжайте проверки каждый час, пока он не ляжет спать.
5. Каждый раз записывайте, сухой он или мокрый, грязный или нет.
6. Переоденьте его, если во время проверки выяснится, что он намочил или испачкал штанишки. Сделав это, вы при следующей проверке будете знать, случилось ли что-нибудь за прошедшее время. Постепенно он будет привыкать оставаться сухим.

Во второй части мы подробно опишем ведение записей и предложим нашу форму ведения таблицы туалета.

Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов и Комитета общественных связей г. Москвы.

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com