Статью подготовила специалист по социально-музыкальной абилитации АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Татьяна Юрьевна Мавринчук для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.
Сказка, настоящая народная сказка – это подлинный хлеб для детской души. Терапевтическое воздействие сказок отмечают педагоги и психологи. Глубокий символический смысл народной сказки - предмет исследований филологов и философов.
Об этом можно почитать в специальной литературе, можно и нужно размышлять самостоятельно. Мне же хочется поделиться опытом постановки сказок для детей и рассказать об основных принципах их музыкального сопровождения.
А теперь – молчок!
Пришел срок сказки.
Где ваши ушки, где ваши глазки?
Сказки любят тишину.
Слушайте, а я начну.
Существуют различные виды постановок сказок: посредством стоячих кукол, чаще всего свалянных из шерсти вручную, перчаточных кукол (кукольный театр), марионеток, сшитых из натурального шелка. Замечателен и театр теней, где действие происходит на плоском экране в полутемном помещении, привлекая внимание даже самых непоседливых зрителей.
В любом случае, любой театрализованной сказке, этому небольшому, но значимому представлению предшествует основательная подготовка. Однако выбор истории, соответствующей и возрасту, и состоянию ребенка, и сезону (празднику) – дело непростое.
Подбор или собственноручное изготовление кукол, выбор тканей определенного цвета для драпировки, сочинение музыки, репетиции – процесс творческий и кропотливый. Обычно сказку показывают два человека (реже один), а третий рассказывает и играет на музыкальных инструментах. Причем расположить рассказчика лучше сзади или сбоку от детей. Само пространство «зрительного зала» нужно подготовить таким образом, чтобы ребенка ничего не отвлекало от сцены: заботливо убранное помещение, отсутствие привлекательных игрушек, неброская одежда ведущих. Свет должен быть приглушенным (яркий электрический свет действует возбуждающе и не способствует концентрации внимания).
Непосредственно перед представлением маленьких зрителей необходимо подготовить их к предстоящему «спектаклю». Привычный ритуал, ритм небольшого стишка, предваряющий действие, помогают собрать внимание детей.
Чаще всего сказке предшествует присказка. Например, такая:
«Наступает синий вечер.
В тишине зажгли мы свечи.
Пламя разгорается,
Сказка начинается».
Музыкальные мелодии сопровождают переход из обычного мира в сказочное пространство, они могут быть сыграны на металлофоне, лире или ином инструменте.
В это время перед глазами детей снимаются покровы (шелк) с подготовленного на столе кукольного театра (стоячие куклы), либо открывается занавес, либо зажигается свет в театре теней. Звучит основная тема - лейтмотив, исполненный на одном из музыкальных инструментов, например на флейте. Флейта хорошо подходит для народных сказок, ее тембр пробуждает и собирает внимание маленьких зрителей. Эта же тема, как правило, завершает показ. Ведущий начинает спокойный, неспешный рассказ.
Очень важно, чтобы словам, объясняющему действие, предшествовало само действие, часто сопровождаемое музыкой.
Распространенной ошибкой в музыкальном оформлении сказки бывает стремление к звукоподражанию. Например, шаги героя сопровождаются скрипом веток или стуком каблуков. Но это действие может звучать иначе: например, поступенной мелодией в определенном ритме, восходящей или нисходящей. И тогда этот путь приобретает особый смысл: не физические шаги, но путь душевный. Образы ветра, воды, света в сказке - это иносказания душевного состояния человека. Звук воды или прибоя часто воссоздают с помощью посоха (звукоподражание), но можно, играя глиссандо на лире или металлофоне, передать особенное душевное настроение.
Хорошо, когда музыка, сопровождающая появление персонажа сказки, соответствует его образу и характеру. Но очень важно во всем соблюдать меру. Звуков, музыкальных инструментов, да и музыки вообще в сказке не должно быть слишком много.
Даже несколько мелодий, но точно подобранных и хорошо сыгранных, способны оживить всё представление, а без них сказка может остаться сухой и скучной.
Самое главное в театральном представлении - это слаженный, плавный процесс и общее дыхание всех ведущих! Только находясь в едином потоке разыгрываемого действия, можно по-настоящему вовлечь в него зрителей.
Завершает представление привычный ритуал: закрывается занавес, звучит музыка, произносится прощальное изречение. Дети тихо выходят из «зрительного зала».
Работа над сказкой – процесс серьезный, требующий осмысленности и тщательного исполнения. Но он дарит откровения, обогащающие нас, взрослых людей. И тогда мы, ничего не объясняя детям словами, сможем поделиться с ними сокровищами древней мудрости.
*Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов и Комитета общественных связей г. Москвы.