Бытовые навыки при ДЦП

25.05.2018
Бытовые навыки при ДЦП

Статью подготовила эрготерапевт АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Светлана Наильевна Аряпова для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

Сегодня я вам расскажу о том, как научить ребенка пользованию туалетом. Все родители мечтают дождаться того дня, когда их ребенок сможет обходиться без подгузников - никакой суеты, никаких тяжелых сумок... А ведь сам малыш, овладевший таким важным навыком, делает первый шаг на пути к независимости.

Обучение детей с органическим поражением центральной нервной системы, в том числе и с ДЦП имеет свои особенности. Большое внимание стоит уделять подбору адекватных технических средств, организации пространства, подбору позы, в которой двигательные возможности ребенка будут реализованы наилучшим образом. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, которые дают ребенку возможность проявить собственную активность.

Для организации процесса обучения пользованию туалетом необходима правильная организация рабочего места, наборы бытовых и специальных предметов: ручки, прикрепленные к боковой стене, помогающие ребенку вставать и садиться; подставка под ноги, необходимая для опоры; набор разных сидений для унитаза.
Многие дети с церебральным параличем, сидя на горшке, чувствуют себя неуверенно, поэтому им трудно расслабиться и сидеть чуть наклонившись вперед - в той позе, которая способствует сокращению брюшных мышц и освобождению кишечника. Важно горшок поставить в такое место, где ребенок чувствует себя в безопасности. Можно поставить горшок на стул между своих ног, так будет легче перенести вес тела ребенка вперед, удерживая его бедра согнутыми и разведя ему ноги.

1.jpg

Для ребенка, который может сидеть самостоятельно, я рекомендую использовать стульчик с горшком и со съемной деревянной перекладинкой впереди. Для детей постарше предлагается конструкция, где горшок ставится в прочную картонную коробку с перекладиной, за которую можно держаться. Можно посадить ребенка в перевернутую табуретку. Другой способ дать ребенку почувствовать себя безопасно и расслабиться - поставить горшок в угол комнаты, а к нему придвинуть стул или табуретку.

2.jpg

Готовность к обучению

Средний возраст, когда следует начинать учить детей с нормальным развитием пользоваться туалетом - два с половиной года. Ребенок должен достичь не только биологического, но и соответствующего психологического возраста. Это означает, что он должен уметь удерживать мочеиспускание в течение 60-90 минут и осознавать позывы полного мочевого пузыря. Кроме того, он должен уметь показывать, что хочет опорожниться.

Вот четыре этапа обучения опрятности:
1. начало формирования контроля
2. произволҗный контроль
3. обучение самостоятельности
4. самостоятельность
Перед началом обучения родители должны ответить на следующие вопросы:
• продолжаете ли вы использование памперсов или же нет (например, в течение дня)?
• контролирует ли ребенок свой стул (каждый день примерно в одно и то же время у ребенка бывает стул)?
• показывает ли ребенок жестами, что хочет в туалет?
• просится ли ребенок в туалет, выражая свое желание словами?
• спускает ли сам ребенок штанишки в туалете?
• ходит ли ребенок в туалет под руководством взрослого?

Нередко, думая об умении пользоваться туалетом, мы представляем себе сухие и чистые штанишки... Вряд ли что-нибудь еще. В действительности, если ребенок научился пользоваться туалетом должным образом, значит, он освоил не одно только умение делать свои дела в унитаз, а гораздо больше.

Он овладел каждым из перечисленных ниже действий:
1. Распознает момент, когда нужно идти в туалет.
2. Умеет сдерживаться.
3. Входит в туалет.
4. Спускает штаны.
5. Садится на унитаз.
6. Делает свои дела в унитаз.
7. Использует туалетную бумагу по назначению.
8. Натягивает штаны.
9. Спускает воду.
10. Моет руки.
11. Вытирает руки.

Вашей первой задачей будет обучить ребенка всего лишь одному - делать свои дела в унитаз. Сначала, возможно, большинство остальных действий вам придется выполнять за него. Через некоторое время вы начнёте учить его, одному за другим, остальным навыкам, которые вместе образует то, что мы называем полностью отработанным умением пользоваться туалетом.
  
Первым и самым важным шагом должно стать определение его графика мочеиспускания и стула, показывающего, в какие часы в течение дня ребенок с наибольшей вероятностью намочит или испачкает штанишки. Для определения этого графика вам придется вести соответствующие наблюдения в течение двух недель. Записывать следует и время мочеиспускания, и время стула. Начать заниматься вы сможете только по прошествии этих двух недель.

3.jpg

Как вести записи

Графа "Штаны" (Ш)
Условные обозначения: С - если штаны сухие, М - если он помочился в штаны, Ст - если у него был стул,
М/Ст - если произошло и то и другое. 

Разумеется, вам не нужно непременно ждать целый час. В любой момент, когда у вас появляется подозрение, что ребенок мокрый, надо проверить его штанишки и отметить в таблице время и результат проверки.

Графа «Туалет» (Т)
Если вы водите ребенка в туалет, результаты его пребывания в нем записывайте в эту графу аналогичным образом. (Помните, не надо начинать высаживать его сейчас, если вы не делали этого раньше.)
Условные обозначения: С - если он не сделал малые дела в туалете и остался сухим, М - если он помочился в туалете, Ст - если у него был стул, М/Ст - если он сделал и то и другое.
 
Помните, что на протяжении этих двух недель у вас не будет ни успехов, ни неудач; вы будете лишь пытаться понять график мочеиспускания и стула своего ребенка, чтобы затем составить расписание, которое будет иметь для вас практический смысл. Для того чтобы ваши отметки дали вам представление о графике, вы должны знать, что делает ребенок на протяжении всего времени бодрствования. Это значит, что вам, возможно, придется передать полученные записи воспитателям в детский сад или бабушке и подробно объяснить всем членам своей семьи, а может быть, даже няне, как вести их. Руководитель этой программы - вы. Остальные помогут вам, если вы четко объясните им, что нужно делать, и если они увидят, что вы сами относитесь к программе серьезно.

С чего лучше начинать.

Начинать обучение с "больших" дел лучше по многим причинам. Стул бывает реже и более систематически, чем мочеиспускание. Это значит, что в течение дня вы будете совершать меньше походов в туалет и процесс обучения отнимет у вас меньше времени. Меньше новых требований будет обращено и к ребенку. Важно также и то, что, если вы ведете его в туалет по большим делам, то вероятность успеха этого предприятия выше. Кроме того, сигналы, подаваемые ребенком в таких случаях, распознать легче (он может, например, напрячься, покраснеть, затихнуть или присесть на корточки). Когда ребенок научится делать большие дела в унитаз, ему будет не так трудно заниматься малыми делами, поскольку он уже будет знаком с процедурой посещения туалета.

Большинству детей присущ некоторый определенный график мочеиспускания и стула. В течение дня должно быть несколько периодов, когда стул более всего вероятен.

Если у вашего ребенка регулярный и легко определимый график, то составить расписание высаживания его на унитаз будет легче. Каждый раз, когда у него обычно ожидается стул, будьте готовы повести его в туалет за 15 минут до этого момента.

Если у вашего ребенка нет регулярного или легко определимого графика, первый раз вам нужно повести его в туалет за 15 минут до первой записи о наличии стула. После этого следует высаживать ребенка каждые два часа. Если у него бывает стул только один раз в день, то после того, как он сделает свои большие дела, больше его водить в туалет не нужно.

Когда вы достигли ситуации, когда ребенок 1) ходит по большому всегда в туалете и 2) ваши записи показывают, что промежуток между двумя мочеиспусканиями составляет 1,5 часа и в течение этого времени он в состоянии удерживаться, говорит о том, что он готов учиться пользоваться туалетом для малых дел.

Важно!

Как только вы приступили к обучению пользованию туалетом, не надевайте ребенку подгузники никогда, кроме ночного времени и тихого часа. Даже если вы уходите из дома, не нужно пользоваться подгузниками. В противно случае вы создаете путаницу и противоречия, которые могут серьезно подорвать всю методику.
Во время приучения к горшку вы должны дать ребенку чувство безопасности. Не уходите далеко, чтобы ребенок мог позвать вас. И всегда хвалите ребенка за то, что у него сухие и чистые штанишки.

Неважно, сколько времени потребуется для достижения результата, важно поощрять стремление ребенка быть самостоятельным и давать ему учиться с подходящей для него скоростью.

Когда у вашего ребенка случается "неприятность", ведите себя как можно нейтрально. Важно не нервничать, не сердиться и внутренне не раздражаться. В противном случае вы можете усилить борьбу за контроль над ситуацией или даже спровоцировать ее без нужды. Если ваши попытки научить малыша ходить в туалет заканчиваются провалом, не падайте духом. Кроме физических трудностей, когда ребенку с церебральным параличом требуется больше времени , чтобы научиться сохранять равновесие в положении сидя, расслабиться и понять , что от него требуется, могут быть и другие причины. Например, ребенку может показаться, что после рождения брата или сестры он получает недостаточно внимания и видит, что вы больше занимаетесь им, когда меняете ему подгузник, чем когда он самостоятельно сидит на горшке.

Используемая литература:
1.Нэнси Р. Финни "Ребенок с церебральным параличом. Книга для родителей". Москва "Теревинф" 2009 г.
2.Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман "Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам".
3.Лиф Р.Макэкен Д. "Идет работа".


Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com