Закладка Покровского собора в «венецианской» Москве | The Foundation of the Holy Protection Cathedral in «Venetian» Moscow

22.05.2020
Закладка Покровского собора в «венецианской» Москве | The Foundation of the Holy Protection Cathedral in «Venetian» Moscow

22 мая 1908 года состоялась закладка храма Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители. Центр всего архитектурного ансамбля Марфо-Мариинской обители, жемчужина Замоскворечья – собор является настоящим украшением обители и средоточием богослужебной жизни монастыря. 



Какова была история его строительства?

Когда наступил 1908 год, Великая княгиня Елисавета Феодоровна одной из главных своих задач определила закладку храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в память о погибших и увечных воинах Русско-японской войны. 


К этому времени уже был согласован проект, определены руководители работ, а именно, архитектор Алексей Щусев и художник Михаил Нестеров. Знаменитый русский художник так вспоминал об этом моменте: «...теперь его [А.В. Щусева] проект церкви и при ней аудитории - трапезной утвержден, весной будет закладка».

Немаловажным будет отметить, что еще до своей реализации проект собора получил признание на архитектурной выставке в Вене. Он был отмечен премией и опубликован в Ежегоднике архитекторов-художников.

The foundation of Holy Protection Cathedral in Martha and Mary Convent (also called the Martha and Mary Convent of Mercy) took place on May, 22 in 1908 in Moscow, in the Russian Empire. The cathedral constitutes the centerpiece of the whole architectural ensemble of the Marfo-Mariinsky Convent—the crown jewel of the Zamoskvorechye District (meaning “Beyond the Moscow River”)—and is a true adornment of the cloister and the center of its liturgical life.

On the history of its construction


In the year 1908, Grand Duchess Elizabeth Feodorovna (sister-in-law to the Czar-Martyr Nicholas II Romanov, Emperor of all Russia), cited one of her main goals was to dedicate the cathedral in honour of Protection of the Theotokos, as a memorial to the slain and wounded soldiers in Russo-Japanese War.

An agreement on the project had already been reached and the project directors, architect Alexey Shchusev and artist Mikhail Nesterov, had been defined by that time.





It is noteworthy, that the project received recognition at the architecture exhibition in Vienna prior to its realization.

фото 2_2.jpg

Для начала работ оставалось согласовать проект храма в Московской духовной консистории и в Техническо-строительном комитете.

Но происходит событие, которое меняет планы на жизнь всей Москвы и москвичей. Его впоследствии назовут крупнейшим наводнением 20 века в Москве. Москва-река поднялась на 9 метров. Таблички с отметками уровня воды на домах сохранились до наших дней.

По воспоминаниям Ю.А. Бахрушина.: «Весна была бурная и с каждым днем все настойчивее забирала свои права. Не дождавшись окончания ледохода, вода в Москве-реке начала быстро прибывать.

It only remained to reach an agreement for the project of the cathedral with the Moscow Spiritual Consistory and in the Technical and Construction Committee.

But there occurred an event that changed life plans of Moscow and its citizens. Later it would be called the largest flood of the 20th century in Moscow. The Moskva River rose 9 meters. Plaques with watermarks on houses have been preserved to this day.


According to the memoirs of Bakhrushin, “Spring was stormy and with every day reclaimed her rights; without waiting for ice-drift, the water in the Moscow River began to quickly rise.”

ф 3.jpg

Для начала работ остава Затопленные улицы наполнились лодочниками, развозившими людей по «московской Венеции». Вода затопила около 16 квадратных километров территории столицы, районы Дорогомилово и Замоскворечье.

Елисавета Феодоровна тут же отреагировала на это трагическое событие, предоставив в распоряжение московских властей жилые помещения на территории строившейся Марфо-Мариинской обители. В них разместились пострадавшие от наводнения и нуждающиеся в приюте люди.

Flooded streets were filled with boatmen who helped people to move through the city which practically looked like Venice. The water flooded 16 square kilometers of the capital’s territory, the Dorogomilovo and Zamoskvorechye Districts.


Elizabeth Feodorovna did not hesitate to react to this tragic event, having placed the dormitories on the territory of under-construction Marfo-Mariinsky Convent at the disposal of the Moscow authorities.

ф4_0.jpg

Постепенно после всех волнений ситуация в городе «вошла в свои берега». И тогда Великая княгиня вернулась к своим планам, ускоренно завершая все необходимые приготовления для закладки собора.

По милости Божьей торжественная закладка состоялась 22 мая 1908 года, в праздник Вознесения Господня. На церемонии присутствовали преосвященный Трифон, епископ Дмитровский, духовник Обители протоирей Митрофан Сребрянский с протоиереем Константином Зверевым. Радость знаменательного события с Великой княгиней разделили гостившие у нее старшая сестра принцесса Виктория с дочерьми Луизой (будущей королевой Швеции) и Алисой, и зятем, греческим королем Андреем.

Gradually after all the hardships, the situation in the city went back to normal. Then, the Grand Duchess returned to her plans, rapidly completing all the necessary preparations for laying the foundation of the cathedral.

By the grace of God, the solemn foundation of the church took place on May, 22 in 1908 on the Feast of the Ascension of the Lord. His Grace, Bishop Tryphon of Dmitrov, the Confessor of the Convent Archpriest Metrophanes Srebryansky, and Archpriest Konstantin Zverev attended the ceremony. Princess Victoria, older sister of the Grand Duchess, with her daughters Louise (future Queen of Sweden) and Alice and Prince Andrew of Greece shared the joy of the significant event with Grand Duchess Elizabeth Feodorovna while visiting her.

ф5_0.jpg

Имена почетных гостей вместе с именами исполнителей были выгравированы на серебряной доске, заложенной в фундамент. А при завершении строительства текст был повторен на белокаменной плите, укрепленной в наружной стене алтаря.

Names of honored guests together with names of executors were engraved on a silver plank laid in the foundation. And at the completion of construction the text was copied on a white-stone plate fixed on the outer wall of the altar.

фото 6.jpg

После закладки собора пройдут долгие четыре года, наполненные кропотливым трудом строительства и росписи. И возведенный храм Покрова Пресвятой Богородицы венчает один из значимых архитектурных ансамблей Замоскворечья, дополнив и украсив историко-культурный облик всего района.

В завершение отметим интересные факты из жизни присутствовавшей на закладке храма племянницы Елисаветы Феодоровны - принцессы Алисы Греческой. Она продолжит традиции милосердия своей тетушки, основав сестринский Орден греко-православных монахинь Марфы и Марии, станет матерью Филиппа, герцога Эдинбургского (мужа нынешней королевы Великобритании Елизаветы II ) и по своему желанию будет захоронена в церкви святой Марии Магдалины на Святой Земле, там же, где ныне покоятся мощи преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны.

It took four long years after the foundation to build and to paint the cathedral. And the Holy Protection Cathedral crowns one of the most significant architectural ensembles of Zamoskvorechye, having complemented and enriched the historical and cultural appearance of the whole district.

In conclusion, it is interesting to note some facts about life of Grand Duchess Elizabeth Feodorovna’s niece, Princess Alice of Greece who attended the foundation of the church. She would continue the traditions of charity from her aunt, and founded a nursing order of Greek Orthodox nuns, the «Christian Sisterhood of Martha and Mary»; she was the mother of Prince Philipp, Duke of Edinburgh (husband of present Queen of the United Kingdom Elizabeth II), and at her own request would be buried in the Church of Saint Mary Magdalene in the Holy Land, where the relics of the Venerable Martyr, Grand Duchess Elizabeth Feodorovna are displayed.

ф7_0.jpg

Материалы для публикации предоставлены Домом-музеем Великой княгини Елисаветы Феодоровны

Materials for publication were provided by the Grand Duchess Elizabeth Feodorovna House Museum

В Марфо-Мариинской обители и сегодня продолжается дело служения ближнему,
начатое здесь в начале прошлого века Великой княгиней Елисаветой Феодоровной.
В период самоизоляции Обитель оказалась в непростой ситуации -  не работают свечная лавка, книжный магазин, прихожане и гости не могут оставлять пожертвования.
Чтобы обитель продолжала жить – нужна ваша помощь.

на компы_п2.png

Возврат к списку

© 2014-2020. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru