Почему человек вдруг заявляет об ошибочности Православия и о собственном познании новой «правды»? Как реагировать, если это произошло внутри семьи?
Все мы всерьез не рассматриваем возможность оказаться в секте, но многие, тем не менее, оказываются в весьма сомнительных сообществах. Как это происходит и что делать, - рассказывают клирики Марфо-Мариинско обители иерей Александр Ильинский и диакон Иоанн Клименко.
Причины
Отец Александр Ильинский:
Каждый человек в своей жизни рано или поздно переживает трудности: потеря близкого, работы, одиночество, финансовые проблемы. Молодым свойственны духовные поиски. Каждый хочет ответить на свои вопросы и разрешить трудности как можно скорее. Вербовщики тоталитарных сект не только высказывают сочувствие этим проблемам, но и предлагают их разрешить легко и быстро. «Приходи к нам, тебя будут любить, и все будет хорошо». Лет 15 назад они подходили на улице или в автобусе, а теперь в их распоряжении социальные сети и просторы Интернета. Для первых встреч предлагаются часто весьма приятные места – рыбалка, например, где человека обещают выслушать и найти решение его проблемы или боли.
Мало кто знает заранее, что у таких вербовщиков интерес, прежде всего, к социальному статусу человека и его материальному положению. Отнюдь не к его душе. История знает много случаев, когда люди продавали недвижимость в пользу секты. При этом каждый здравомыслящий человек уверен, что с ним этого никогда не случится – ну, кто в наше время из Православия пойдет к мормонам или еще куда-то? Но на практике оказывается, что наиболее уверенные в себе как раз и спотыкаются.
Действия.
Диакон Иоанн Клименко:
Как правило, за помощью обращаются уже по факту, когда все случилось: сын/дочь/муж/жена перестали ходить в церковь и обратились к новым «друзьям», какому-то непонятному сообществу, с которым они проводят время, неизвестно чем занимаются.
Секта, выражаясь православным языком, это ересь. Ложное вероучение. Поэтому первый шаг, который необходимо сделать ближнему на пути к возвращению человека из секты – это собственное научение Православной вере. Речь идет не о внешней форме – как молиться, креститься и пр. Необходимо знать суть Православного вероучения. Хочешь уберечь кого-то, начни с себя. Научение вере предполагает еще одну важнейшую вещь – изучение критики Православия со стороны современного мира, всего того, с чем может столкнуться ищущий человек сегодня. Как детей мы стараемся убедить не уходить с детской площадки с чужими людьми, даже если они предлагают конфетку. Так и здесь необходимо быть готовыми ко встрече с теми, кто аргументированно и виртуозно будет убеждать в отсутствии Бога и ошибочности Православия. И мы сами, прежде всего, должны быть к этому готовы.
При попадании человека, которому вы хотите помочь, в секту, необходимо придерживаться нескольких правил:
1. Сохранить спокойствие, несмотря на тревогу, которую вы испытываете. Не одергивать, не критиковать новые взгляды («что за бред», «тебя обворуют» и т.п.). Это то, что хочется сказать, но работать не будет: если человек уже вовлекся, теперь это его новая религия. Для него ценно это новое общение, поэтому скандалом ничего не исправить. Если не брать, конечно, крайние случаи, когда человека подводят к суициду или продаже недвижимости, тогда нужно обращаться к психиатру и в полицию. Мы говорим о случаях, когда время еще есть.
2. Сохраняем любовь к человеку, молимся за него. Врагу человеческому важно разрушать любовь, человеческие отношения, семьи. С тем, чтобы человек остался один на один со своей бедой. Если разорвать с человеком отношения, вы его потеряете. Попить чаю, пожарить картошку и вместе поужинать – то, что нужно. Если в семье недостаток общения – это одна из причин попадания в секту, где милого общения в изобилии. Важно поддерживать в человеке чувство, что в семье его любят и ценят, несмотря на его религиозные взгляды.
3. Нужно деликатно выяснить, во что именно человек верит. Важно проявить искренний интерес: если вы любите этого человека, вы искренне интересуетесь его мировоззрением. Почувствовав искренность, человек будет делиться. Но к этому этапу лучше не переходить, если вы пока не готовы. Важно не только знать критику Православия (см. п. 1), но и критику со стороны Православного вероучения в отношении конкретной ереси или секты. Чтобы быть «в теме» и подготовиться к разговору, обратитесь в один из миссионерских центров в Москве. Например, в храм прп. Иосифа Волоцкого (ул. Академика Челомея, вл. 3б, svetfavora.ru). Можно, конечно, самостоятельно почитать книжку, но в таких центрах работают профессионалы с большим опытом возвращения людей из сект, и вам не потребуется изобретать велосипед.
4. Когда вы подготовились, нужно найти правильный момент для разговора. Спокойно слушать. Задавать вопросы. Человек, выросший в Православии и попавший по какой-то причине в секту, еще не укоренился в ней. И вернуть его можно. Но помимо вашей личной подготовленности, нужна еще помощь опытного священника. Задача решаема, потому что за нами правда. Нужны только любовь, настоящая вера, знание, помощь пастыря и горячая молитва к Богу.
Подготовила Мария Стрижевская по итогам встречи-лекции, которая прошла в Обители в декабре 2021 г.
Больше новостей из жизни Марфо-Мариинской обители — в Telegram-канале «Марфо-Мариинская обитель милосердия», в группе в Facebook, VK и аккаунте в Instagram.
Чтобы получать самые актуальные новости на свою почту, подписывайтесь на рассылку