Часто пост означает для нас в первую очередь отказ от некоторых видов продуктов. Но чем на самом деле является пост для христианина? Что значит «поститься постом приятным, угодным Богу»? И почему пост совсем не про еду? – в преддверии Великого поста разбираемся с клириком Марфо-Мариинской обители иереем Дионисием Денисовым.
Отец Дионисий, почему так необходимо соблюдать Великий Пост?
– Вспомним Первое соборное послание апостола Иоанна Богослова: «не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2:15). Во время Великого Поста мы готовимся отделить себя от мира.
Само по себе вкушение мяса, посещение кино и театров, встречи с друзьями - не грех. Но почему же для нас это может быть неполезно? Потому что это нам очень нравится, привязывает нас к земле, делает плотскими. Эти развлечения – ниточки, которые нас связывают с землей.
Например, я люблю вкусно поесть или насладиться общением с друзьями. Это меня утешает и радует. Я этим дорожу.
Великим Постом я вспоминаю, что всё это кончится. В раю ничего этого не будет, там будут духовные радости, будет Бог во всем.
Всё земное меня отвлекает от Бога, занимает мое время и внимание. Я трачу на земное физические, душевные и духовные силы.
Великим Постом Церковь призывает нас освобождаться от плотских уз, которые человек сам на себя набросил. В нем должна преобладать духовная составляющая, а не телесная.
Однако часто бывает перекос, когда люди в первые недели Великого Поста ничего не едят. А к его середине уже не выдерживают: здоровье дальше поститься не позволяет. Как себя настроить, чтобы пост не навредил ни духовному, ни физическому здоровью?
– Прежде всего, на Великий Пост нужно взять благословение у духовника. С ним обязательно нужно определить собственную меру поста, чтобы не повредиться.
Мы призваны ориентироваться на указания Типикона. Однако они предназначались для палестинских монастырей. К сожалению, есть две крайности: «сижу на воде и черном хлебе» и «я больной, я не могу без молочной пищи».
Кто-то считает, что во время Великого Поста можно лишь усилить молитвы, чаще ходить в храм, каяться, а воздержание в пище – это лишнее. Это не так.
Мы не ангелы, но и не животные. Мы с вами – духовно-телесные, всё переплетено внутри человека. Поэтому пища влияет на нас. Например, поешь мяса – и настроение сразу же другое, появляются силы, даже некая агрессивность.
Почему Церковь предлагает нам определенные ограничения во время поста? Смысл воздержания – приблизить человека к Богу. То, что может помешать на пути покаяния и внутреннего делания, Церковь предлагает отсечь.
Так получилось, что многие продукты животного происхождения могут дать импульс в ненужном направлении. Они питают и насыщают человека, и он становится менее пригодным к покаянию и молитве.
Кроме телесного воздержания, что еще необходимо для внутреннего делания во время Великого Поста?
– У человека много разных удовольствий и привязанностей. Хорошо бы в Пост их ослабить.
Нужно самому определить степени своей привязанности. Например, нравится читать новости? Заблокируйте все новостные источники!
Нравится классическая литература? Тоже в сторонку.
Но тут нужно прислушиваться к себе. Если тебе от этой литературы ни тепло, ни холодно, то отказ от нее на твоё внутреннее духовное делание никак не повлияет. Тебе нужно будет отказаться от другого. Например, от частых прогулок с друзьями, «тусовок».
Повторюсь, что посещения кино, театра, общение в друзьями сами по себе не являются грехом. Но в пост нужно от этого отказаться, потому что это отвлекает, расслабляет, отнимает время и силы. Это трудно будет совмещать с покаянием.
Как определить свою меру? Как понять, от чего стоит отказаться и в какой мере?
– Конечно, проще всего регламентировать пищу. Даже Церковь нам предлагает постепенность в воздержании. Непосредственно перед постом у нас Масленица – тоже сплошная седмица, но уже без мяса. А потом мы в полной мере входим в Великий Пост. Сначала - сплошная седмица. Потом – небольшая передышка. Мы выдохнули, прочувствовали, что уже перебор, что нужна мера.
Однако важно помнить, что пост – это комплексное понятие. Он состоит не только в воздержании и ограничениях. Во время Великого Поста Православная Церковь предлагает нам увеличить молитвенное правило, чаще принимать участие в Богослужениях.
Службы в Великий Пост уникальны, особенно седмичные. Часы Великопостные, Литургия Преждеосвященных Даров, молитва Ефрема Сирина: вне Великого Поста вы всего этого не услышите.
Так что неправильно думать: «я не ем мясо - я молодец». «Сие надлежит делать, и того не оставлять», – говорит нам Спаситель (Мф. 23:23). Нужно всё делать, в том числе стараться поменьше развлекаться.
Можно ли во время Великого Поста встречаться с друзьями или лучше ограничить свое общение?
– Это вопрос меры. Она должна быть в пост более строгой.
Конечно, сходите к другу, если там не будет колбасных деликатесов и алкогольных возлияний.
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною»,– говорит апостол Павел (1 Кор. 6:12).
Когда я в гостях в теплой компании, слушаю и пою песни, я забываю, что сейчас идет Великий Пост. Я начинаю увлекаться и теряю связь с реальностью. В идеале я должен в это время жить в покаянном настроении.
Лучше в течение поста сократить время для хобби и развлечений. Насколько? До нуля или просто в два раза? Это вопрос меры, кто сколько может. Хорошо бы мне призвать всех затвориться в келии и творить молитву, но я этого сделать не могу: не каждому такая мера поста по силам.
Вспомним святителя Никиту, епископа Новгородского. Будучи молодым иноком Киево-Печерского монастыря, без благословения духовника он затворился в пещере. Он так духовно повредился, что чуть не погиб заново учился говорить. Самочинный подвиг не приносит пользы.
Отсюда вывод: мера поста у каждого должна быть своя. Во всем нужна мера – в пище, в развлечениях, в отдыхе. Много отдыха – это плохо. Но мало отдыха – тоже плохо. Так и в общении с друзьями – оно не должно идти в ущерб молитве и покаянию.
Беседовала Татьяна Энтина