Какие благотворительные проекты реализовывала Великая княгиня Елисавета Феодоровна? В чем был ее особый стиль помощи ближним?
Об этом мы поговорили с Еленой Ковальской, историком, автором-составителем биографического двухтомника о жизни основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия.
– Елена, расскажите немного о состоянии благотворительности в России в тот период, когда сюда приехала Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Потому что, говоря о том, что она делала, важно понимать, в каких обстоятельствах это происходило.
– Великая княгиня Елисавета Феодоровна приехала в Россию в 1884 году во время правления Александра III. К тому времени уже прошло пятнадцать лет после отмены крепостного права (1861). Великие реформы (1861–1874) стали мощным толчком для развития общественной благотворительности.
Кто в то время занимался благотворительностью? Во-первых, государственные структуры: ведомство учреждений императрицы Марии и приказы общественного призрения. Во-вторых, полугосударственные: Российское общество Красного Креста и Императорское человеколюбивое общество. Это общественные организации, деятельность которых контролировало и всячески поддерживало государство. Каждая из них была сетевой, т.е. состояла из целого ряда учреждений.
Во главе Ведомства учреждений императрицы Марии, Российского общества Красного Креста и Императорского человеколюбивого общества стояла сама императрица. Иными словами, главные благотворительные организации находились под покровительством Императорского Дома.
Русская Православная Церковь также была включена в этот процесс. Конечно, существовали и общественные социальные учреждения. Однако их масштаб, и, соответственно, вклад в благотворительное служение по сравнению с перечисленными структурами был не столь значителен.
Что происходит после 1861 года? Согласно земской и городской реформам, благотворительностью было разрешено заниматься местным органам самоуправления – земствам и городам.
В результате появилось множество новых общественных организаций, во главе которых стояли местные деятели. Активно реализовались и частные инициативы. Благотворительностью стали заниматься не только представители привилегированного сословия и духовенства, но и купечество, промышленники, предприниматели.
В академической науке этот период, начиная с великих реформ 1861 года до 1917 года, часто называют «золотым веком» благотворительности.1884 г. – год приезда Елизаветы Федоровны - можно отнести к окончанию периода становления российской благотворительной системы. Основные его участники уже определены, и сфера их деятельности ясна. Расцвет пришелся на 1890 – начало XX в. Одним из ярких деятелей и стала великая княгиня Елисавета Феодоровна.
– Что Великая княгиня Елисавета Феодоровна привносит в этот процесс, чем была замечательна ее деятельность?
– В первую очередь, она знакомится с накопленным опытом и воспроизводит то, что делают лучшие социальные учреждения того времени. Основываясь на этом опыте, она создала и свои собственные организации.
Всего в ее ведении с 1884 по 1918 гг. состояло не менее 132 организаций. В 40 из них она была учредительницей. Некоторые из этих организаций работали в масштабе всей России. Под патронажем великой княгини функционировали разнообразные комитеты и общества, детские приюты и общины сестер милосердия, дома трудолюбия и богадельни, склады и лазареты, и т. д. Все эти типы учреждений существовали до нее.
Елисавета Феодоровна стала одним из лидеров социального служения того времени. Она сумела сплотить вокруг себя целое сообщество единомышленников из среды московской деловой элиты и аристократии, использовать их знания, финансы, связи, организаторские способности. И выстроила своего рода благотворительную «империю», центром которой была Москва.
– Были какие-то направления, которым она отдавала предпочтение?
– Конечно, Елисавета Феодоровна везде была нужна, тем не менее, она отдавала предпочтение детским и медицинским организациям. Особое отношение у нее было и к инвалидам. Помогая им, она осознавала, что один из главных видов социальной помощи – дать человеку профессиональные знания и навыки. В то время эту идею уже активно претворял в жизнь праведный Иоанн Кронштадский: он организовал в Кронштадте дом трудолюбия. Елизавета Федоровна развивала эту идею в Москве.
– Известно, что Великая княгиня активно участвовала в благотворительной деятельности на протяжении всего периода генерал-губернаторства ее супруга – Великого князя Сергея Александровича. Изменился ли ее подход к благотворительности с основанием Марфо-Мариинской обители милосердия?
– Да, конечно. Елисавета Феодоровна пояснила этот свой шаг в письме Николаю II, поскольку Царская семья не поняла ее решения. Они высказывали опасения, что Великая княгиня может разочароваться в этом поступке, а, значит, ей придется покинуть обитель.
Конечно, это нанесло бы урон престижу Императорского Дома. Подруги Елисаветы Феодоровны, княгиня Зинаида Николаевна Юсупова и графиня Александра Андреевна Олсуфьева, тоже приложили немало усилий, чтоб ее отговорить. И Великая княгиня была вынуждена объяснять родным и близким, что это не сиюминутное решение: гибель супруга лишь подвела ее к такому шагу.
А что именно изменилось в ее социальном служении? Прежде всего, благотворительность теперь стала сочетаться с духовным просвещением призреваемых.
С одной стороны, Марфо-Мариинская обитель– это очередная община сестер милосердия, ведь к тому времени их было более шести только в Москве. Но с другой, помимо оказания социальной помощи, перед сестрами была поставлена еще одна задача: говорить призреваемым о православной вере. То есть Марфо-Мариинская обитель создавалась не только как центр оказания помощи, но и, прежде всего, как духовная лечебница. И москвичи сразу же стали воспринимать обитель как православный монастырь.
Что касается предыдущих организаций, созданных Великой княгиней в годы генерал-губернаторства ее супруга, то большинство из них продолжали свою деятельность до 1917 года.
– То есть масштаб ее деятельности был огромен?
– Безусловно.
– А где истоки ее неутомимого стремления помогать?
– Великая княгиня сама ответила на этот вопрос в своем письме к Николаю II. В семье ее с малых лет знакомили с работой социальных учреждений Дармштадта. И, конечно, милосердное служение матери Елисаветы Феодоровны – великой герцогини Алисы Гессенской - было лучшим для нее примером.
Девочка воспитывалась в лютеранстве. Хорошо известно, что благотворительная деятельность – одна из характерных черт протестантизма. Спустя несколько лет после приезда в Россию она приняла православие. И дальнейшее глубокое воцерковление определило ее выбор жизненного пути – посвятить себя служению Богу и людям.
Так что в основе ее решения лежит христианское мировоззрение.
Но, конечно, целью приезда Великой княгини в Россию был брачный союз с Великим князем Сергеем Александровичем, а не социальное служение. Ее первоочередными задачами были изучение русского языка, знакомство с русской православной культурой, с местной великосветской жизнью и бытом. Благотворительностью же вошла в ее жизнь не сразу.
Однако знакомство с социальным служением в России было неизбежно. Прежде всего, потому что благотворительность являлась одной из традиционных форм общественной деятельности членов Императорского Дома.
Славились своими добрыми делами императрица Мария Федоровна, великие княгини Александра Петровна и Александра Иосифовна, активно участвовала в общественной деятельности и великая княгиня Мария Павловна. В благотворительное служение были вовлечены не только представители Дома Романовых, но и великосветское общество. Можно упомянуть и статс-даму Александру Николаевну Нарышкину, и фрейлину Екатерину Петровну Ермолову, и княгиню Зинаиду Николаевну Юсупову. С ними великая княгиня Елизавета Федоровна тесно общалась уже в первые же годы своего пребывания в России. Со временем они и стали ее единомышленницами и соработницами на благотворительной ниве. Иными словами, изначально в окружении Великой княгини были люди, для которых занятие благотворительностью делом их жизни.
Несомненно, начало активного общественного служения Елисаветы Феодоровны связано с назначением ее супруга Великого князя Сергея Александровича на пост Московского генерал-губернатора в 1891 г. Роль первой дамы Москвы ее просто обязывала заниматься благотворительностью. Именно этого от нее ждало московское общество. Именно к ней как к супруге московского генерал-губернатора обращались за поддержкой в своих добрых начинаниях общественные деятели и организации, вводя ее в курс насущных проблем. Великая княгиня имела возможность составить собственное суждение о положении дел, участвуя в общественных мероприятиях, знакомясь с опытом работы благотворительных заведений. Наряду с парадной стороной жизни столицы перед ней открылись ее теневые грани: плохие условия жизни социально незащищенных групп населения. Можно сказать, что она знала подлинную Москву.
В итоге, сама жизнь поставила Елисавету Феодоровну перед выбором пути.
– Что Вас как исследователя больше всего поразило в ее личности?
– По статусу своего рождения она сразу начинала, если хотите, с поста генерального директора. И в ходе своей жизни прошла путь, можно сказать, от самой высокой должности в компании до рядового сотрудника. Она действительно стала медсестрой. Вот такой у нее был «карьерный рост».
Меня поразил такой факт. В Сергиево - Елизаветинском трудовом убежище она открыла вязальную мастерскую, в которой планировалась работа для инвалидов. Великая княгиня приобрела вязальную машину. Но вот вопрос: смогут ли они, не тяжело ли им будет? Чтобы это понять, она сама освоила работу на этой машине. То есть она полностью контролировала весь процесс. Это и был стиль ее руководства.
И, конечно, меня как исследователя поражает обаяние ее личности. Одно дело, когда в нас влюблены люди далекие, которые нас знают на расстоянии.Или близкие люди, которые нас любят со всеми недостатками. Но ею восхищались люди, которые хорошо ее знали много лет. Из писем ее давних подруг мы видим, что они действительно вдохновлены ее примером, они искренне восхищаются ей и участвуют в ее делах.
Елисавета Феодоровна – человек-творец. Взяв что-то за образец, она старалась сделать лучше. И ей это удавалось. Это удивительно.
Наконец, ее дела настолько многочисленны, что это тема не одного исследования. Впереди еще много открытий.
Книгу Елены Ковальской «Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Документы и материалы.
1905-1918. В 2-х тт.» можно приобрести в церковной лавке Марфо-Мариинской обители по адресу: Большая Ордынка, д. 34.
Беседовала Юлия Сергеева