«В крестном ходе человек учится доверять Богу»
×

«В крестном ходе человек учится доверять Богу»

23.06.2019
«В крестном ходе человек учится доверять Богу»

Великорецкий крестный ход – один из самых многолюдных, продолжительных и протяженных. Его участники за 6 дней проходят за Великорецким образом святителя Николая Мирликийского более 150 км пути. В этом году в крестном ходе приняли участие сотрудники и добровольцы Марфо-Мариинской обители.

Мы попросили их рассказать об опыте участия в многодневном крестном ходе.

Что стало побуждающим мотивом к участию в крестном ходе, почему все-таки решились пойти, невзирая на трудности, которые неизбежны в таком продолжительном пути?

Ирина Козлова, руководитель отдела благотворительных программ Марфо-Мариинской обители:
Есть три цели, с которой люди идут в крестный ход. Поблагодарить Бога за что-то, покаяться и попросить Бога о чем-то. Я до того, как пошла в крестный ход, об этих трех мотивах не знала, но после вдохновляющих рассказов нашего добровольца Лили у меня появилось желание поучаствовать в крестном ходе. И череда событий привела к уверенности в том, что нужно пойти, и Господь откроет и даст то, что мне нужно в данный момент.

Виктория Панарина, руководитель производственных проектов Марфо-Мариинской обители:
Ранее об этом крестном ходе мне ничего не было известно, и случайно услышав, как Ирина разговаривает о нем по телефону, я заинтересовалась. Стала расспрашивать ее, и очень быстро поняла, что хочу пойти. Постепенно начали открываться детали, выяснилось, что это многодневный ход, в который нужны туристический рюкзак, спальник, пенка, палатка. У меня не было ничего, но была уверенность, что все управится. Был создан чат, в нем ребята, в группе с которыми мы пошли, отписывались, у кого есть возможность поделиться вещами, а кому наоборот чего-то не хватает. И все необходимые вещи в итоге нашлись.

Лилия, доброволец Марфо-Мариинской обители, инженер-технолог в ракетно-космической отрасли:
Я родом из Вятки (Киров), откуда выходит крестный ход, окончила там школу, а потом уехала в Москву. В июне 2011 года, через год после окончания института, мне нужно было ехать домой как раз в даты крестного хода. И я подумала, если Господь так направил – почему бы не присоединиться, тем более у меня папа каждый год ходит в этот крестный ход. И я пошла, было очень тяжело, но по окончании я поняла, что обязательно пойду еще. А в середине крестного хода, меня осенило, что я еще в детстве обещала святителю Николаю Чудотворцу, что обязательно пойду, когда наконец-то закончится вся учеба, но во взрослом возрасте забыла об этом обещании. Теперь в моем сердце живет любовь к крестному ходу. Великорецкий крестный ход – это своего рода символ нашей жизни. Ты идешь, преодолеваешь трудности, видишь свои немощи, грехи, учишься доброте, заботе о ближнем, учишься любить его, стараешься работать над собой. Порой узнаешь о себе что-то такое, что думаешь - неужели во мне это есть? Случаются неожиданные ситуации, в которых сам для себя открываешься с незнакомой стороны. Порой напротив положительные стороны открываются. Иногда думаешь, что сил уже совсем нет, но при желании помочь ближнему Господь дает силы.

Ирина Павлова, доброволец Марфо-Мариинской обители, работает менеджером по маркетингу:
Я не планировала никогда идти в крестный ход, всегда думала, что это не для меня. По ошибке наши друзья добавили меня в в чат, где обсуждалась подготовка к Великорецкому ходу. Я решила на какое-то время остаться в этом чате, понаблюдать, что обсуждают ребята. Потом подруга мне рассказала, что в крестном ходе человек учиться доверять Богу. Он идет под открытым небом в дождь, непогоду, в самых разных обстоятельствах и не знает, что с ним произойдет в ближайшее время. Так полностью полагаясь на Бога, человек учится доверять Ему. А я именно с этим вопросом уже ездила уже в Оптину пустынь, молилась. И возможность научиться доверять Богу стала для меня решающим фактором при принятии решения пойти в Великорецкий крестный ход.

Расскажите немного об организации, потому что со стороны невозможно понять, каким образом 30-40 тысяч человек в течение почти недели вместе идут, питаются в дороге, где-то ночуют?

Виктория: Организация очень хорошая. Подключены административные, силовые структуры – полиция, спасатели, медики. Организовано питание, есть передвижная камера хранения для вещей. От привала до привала можно нести с собой только те вещи, которые понадобятся непосредственно в дороге, все остальные можно сдавать в камеру хранения. Созданы все условия на самом деле, только иди.

Ирина К.: Мы пошли в одной группе с ребятами из молодежного объединения «Влахерны», они большие друзья добровольцев Обители. У них была дополнительно своя организация хода внутри группы: была машина с вещами, мы не стояли в очереди в общую камеру хранения, были замечательные люди, которые предварительно искали места для ночевки. Мы ночевали всегда в домах: кто-то пускал на ночлег бесплатно, иногда мы платили 300-500 руб. Ребята максимально удобно все организовали, и ход во многом мы прошли благодаря тому, что была такая помощь с их стороны, за что мы им очень благодарны.

Лилия: Организация улучшается с каждым годом. Крестный ход сопровождает группа спасателей. У них есть спецтранспорт, который может проехать по грязи и почти по любой дороге. Если что-то случилось, человек сломал ногу, например, его вывезут из хода и доставят в больницу. Спасатели идут вместе с ходом, и когда требуется помощь – все по цепочке кричат «врача», и спасатели знают, где нужна помощь. На каждой стоянке они организовывают временный медпункт, куда может обратиться любой крестоходец. Почти на всех стоянках бывают большие машины с цистернами питьевой воды. Полевые кухни организованы везде, где есть ночлеги, иногда кухни есть на дневных стоянках. Питание бесплатное. Местные жители всегда с радостью принимают в домах на ночевку, но многие предпочитают ночевать в своих палатках. Организованы передвижные камеры хранения, хотя бабушки несут свои рюкзаки сами и говорят, что степень тяжести рюкзака – это степень тяжести твоих грехов, и перекладывать свою ношу на другого они не готовы.

Ирина К.: Еще у нас в группе был священник, отец Сергий Акашев из храма Входа Господня в Иерусалим в Бирюлеве. Если в группе есть батюшка, с которым ты идешь и молишься и который молится за всю группу – это огромная поддержка.

Люди идут с молитвой весь крестный ход?

Ирина К: Да, после каждого привала, перед выходом есть традиция читать акафист святителю Николаю Чудотворцу. Мы читали еще Евангелие, Апостол, Псалтирь. По пути люди читали молебны, пели акафисты. Молитва не прекращается.

Литургия служится перед выходом крестного хода и в Великорецком?

Виктория: Да, крестным ходом икону свт. Николая из Свято-Успенского Трифонова монастыря, места постоянного пребывания, несут до места обретения.

Перед выходом из Кирова обязательно служатся Литургия и молебен святителю Николаю. На каждой стоянке также служится молебен. В самом Великорецком, на месте обретения иконы, совершается вечернее богослужение и с 1 часа ночи до 10 утра служится несколько Литургий в великорецких храмах.

Какой распорядок дня в течение хода?

Лилия: В первый день - выход в 10 утра. В остальные дни - выход в 3 часа утра после молебна, примерно в 8 часов вечера - остановка на ночлег. На сон времени остается немного. В течение дня приблизительно 2 часа пути чередуются с 45 минутами отдыха. Днем есть 3-х часовой перерыв.

Наверняка в этом крестном ходе были ситуации, которые вас удивили, поразили. Поделитесь впечатлениями с нашими читателями?

Виктория: Самое удивительное в крестном ходе - чувство близости Бога. Ощущение того, что ты всю неделю рядом с Ним, не покидало весь путь. Там, действительно, чувствуется, как Он тебя берет и несет. Иначе непостижимо, как я за один день могу пройти 30 км. Это плохо реализуемо на самом деле, и возможно только с Божией помощью.

Чувство близости Бога, пережитое там, у меня до сих пор горит в груди, как лампада. Вся прошедшая неделя была полна такого тепла, что здесь, в обычной жизни, есть ощущение, что ты лишился теперь чего-то очень дорогого. Там ты отдаешь себя Богу и, действительно, идешь с Ним. Это очень сильно чувствуется.

Ирина К.: Во время хода открываются все твои немощи, ты сталкиваешься с непогодой, разного рода трудностями – проливным дождем, градом, жарой изнуряющей, мошкой, болью от мозолей на ногах. И понимаешь в какой-то момент, что силы человеческие закончились, а идти все равно надо. И тогда возникают надежда и упование на Бога. Потому что ты находишься в такой критической ситуации, что помочь может только Он. И так рождается изнутри доверие к Богу. И ощущение, что Господь рядом. Внутри после хода остался след, опыт, который еще будет приоткрываться и нужно время, чтобы его до конца осмыслить.

Лилия: Меня удивило в первом же крестном ходе, что там невозможно потеряться. Если ты вышел с кем-то из друзей, и в какой-то момент потерял их из виду - ты обязательно с ними встретишься. Либо встретишь тех людей, с которыми тебе полезно идти в этот раз. Многие знакомятся во время хода и потом остаются друзьями, кто-то находит супругу или супруга, кто-то встречает старых знакомых, и начинается новый виток дружбы. Сотовой связи почти нет в дороге, и я, потерявшись впервые, запаниковала. Но Господь сразу послал мне людей, которых я искала.

Когда я пошла в крестный ход во второй раз, шли очень сильные дожди. И после первой же ночевки я обнаружила, что исчезли мои резиновые сапоги. Сначала были ропот, негодование, но в итоге, когда пришло принятие ситуации, мне дали оставшиеся сапоги, хозяин которых не нашелся, и в них я хожу все эти годы. Они оказались идеальными, намного мягче и лучше, чем были мои.

Однажды была ситуация, когда уже в Великорецком, 6 июня, я обратилась в медпункт из-за очень плохого самочувствия, мне казалось, что у меня температура, на ногах болели мозоли. Я готова была  расплакаться и планировала уезжать. И в медпункт в одно время со мной пришла женщина с мужем, ее ноги были стерты до крови. Ей обработали раны, и спасатели настоятельно рекомендовали уезжать в Киров. А она с ними не согласилась и твердо сказала, что пойдет дальше. И тогда я поняла, что мои мозоли и желание возвращаться домой - это просто моя духовная слабость. Вот в те моменты, когда ты думаешь, что тебе очень плохо, Господь посылает примеры других людей, которым намного сложнее, чем тебе. Это могут быть маленькие дети, бабушки, инвалиды на коляске. После этого снова появляются силы.

Ирина П.: Меня поразило, как старенькие бабушки, дети шли весь крестный ход. Я не видела там плачущих детей. Под конец, когда мы все уже еле шли, я увидела четырех мальчиков-братьев, которые шли и пели тропарь святителю Николаю. И меня поразило, что дети возрастом от 7 до 10 лет шли с молитвой, а мы шли молча в тот момент.

Еще с нами шел батюшка, как уже сказали, и когда мы пришили в Великорецкое, в какой-то момент он остался ждать нас рядом с вещами, а мы отошли на время. И начался ливень в этот момент. Батюшка никуда не ушел, он так и стоял под дождем рядом с вещами. При этом он не нервничал, не ругал нас, когда мы вернулись. То есть во время крестного хода есть чему поучиться у других людей.

Расскажите, кстати, о своих маленьких уроках, открытиях, которые помог сделать крестный ход?

Ирина К.: Были, конечно, личные открытия, о которых не скажешь. Что-то увидела внутри себя, что заставило задуматься. Появилось понимание, что над этим надо работать. Ранее это казалось незначительным, и я не обращала внимания, а там поняла, что в этом направлении нужно прикладывать усилия.
Конечно, когда силы закончились, терпения нет, но ты должен оставаться в мире с большим количеством людей – это очень полезный опыт.

Там все идут на пределе своих возможностей, и ты понимаешь, что нужно быть максимально аккуратным с людьми, потому что в некоторых ситуациях вспылить очень легко. И там, как и в жизни, наверное, во всем нужна аккуратность, неспешность, сдержанность, терпимость. Если хочешь показать свою правоту – ничего хорошего не выйдет. Там и сам учишься сдержанности и отмечаешь сдержанность людей по отношению к себе. Мы влились в ход не с первого дня, и ребята в нашей группе до этого прошли долгий путь. Они два дня шли под дождем, были уставшие, изможденные, когда присоединились мы, одухотворенные, примеривающие дождевики… Там учишься максимально аккуратно относиться к другим людям.

Ход, как сама жизнь, невзгоды жизни - это невзгоды в пути. Но если ты доверяешь Богу, то Господь тебя приподнимает и проносит над всеми трудностями. И доверие Богу – это главное, что можно ощутить там. И если ты с Богом, то Господь тебе помогает пройти. Это вывод, к которому мы все пришли.

Ирина П.: У меня был страх, что я не дойду. Но когда начинаешь молиться Богу, то идти становится легче. Когда мы начинали читать акафист, то не замечали как шли, будто летели. Когда мы вышли на асфальт в последний день, было очень тяжело, а потом стали молиться и прошли довольно быстро, боль и тяжесть не ощущались.

И я поняла для себя, что при любых жизненных трудностях надо молиться Богу, доверять ему ситуацию и просто спокойно продолжать делать то, что можешь, что в твоих силах. И Господь как будто - я в крестном ходу это ощутила - берет тебя на руки в тяжелые моменты и несет. Так было с каждым.

Мы мало спали, по 3-4 часа, а я люблю и поспать, и поесть. А там вдруг поняла, что иногда и поспать можно поменьше и поесть, и этого будет достаточно. С молитвой многое становится по силам.
Крестный ход однозначно полезен для души, для знакомства собой внутренним, со своими качествами, там очень ярко проявляется все, что было в глубине сердца.

Лилия: В крестном ходе понимаешь, что Господь и, правда, посылает ровно столько, сколько тебе полезно и сколько ты можешь перенести. Так случилось, что во время первого хода,  на третий день  я поняла, что не могу больше не то что идти, а даже лежать. И я папе сказала – вы идите вперед, а я пойду совсем медленно, буду читать акафист. Там все равно понятно, куда все идут, потому что после такого количества людей трава примята в том направлении, куда прошли крестоходцы. В итоге я шла, молилась со слезами, потому что физически было очень тяжело, но Господь дал силы и получилось так, что пришла раньше всей группы на место. Но не видела вообще ничего вокруг себя, только молитвослов был перед глазами. Такое маленькое чудо для меня стало показателем, что с Богом можно все преодолеть, и даже если твоих сил уже не хватает, но ты молишься и просишь Бога, то Господь управит и силы даст.

А в последнем крестном ходе я поняла, что надо благодарить Бога и радоваться всем ситуациям. И надо помогать другим через немощи. Тогда, видя наше произволение, Господь дает силы на помощь ближнему.

Именно в крестном ходе можно понять, что такое – доверие Богу. Потому что у тебя нет связи, могут закончиться еда и вода, но Господь с тобой все равно рядом, и Он не оставит.
И я поняла, что некоторые вещи Господь мне дал по моим трудам. Жизнь стала выстраиваться в духовном плане, у меня появился свой храм, куда я стала ходить, появился духовник в Москве. Я закончила курсы храмовой флористики, и сейчас есть храм, в котором я могу применить свои умения. С работой тоже все устраивается. Восемь лет прошло с моего первого хода, и, оглядываясь назад, я вижу, что многое поменялось в жизни, до этого все было иначе.

Отношения людей меняются после совместного участия в крестном ходе?

Виктория: Я открыла для себя много интересных, глубоких людей. Ход, конечно, людей сближает. Каждого человека видишь с другой стороны, не так, как в обычной жизни. Люди по-другому раскрываются, открываются именно их лучшие качества.

Ирина К.: Однозначно ход людей открывает друг другу, связывает еще теснее. Поговорила с более опытными участниками крестных ходов, они рассказывали, что после хода появились очень верные друзья. Ход дает положительный импульс в отношениях между людьми.

Ирина П.: Мне очень понравился наш командный дух, все друг друга поддерживали. Там действительно люди несут тяготы друг друга. И я поняла, насколько легче, когда ты в команде. Уже после крестного хода мы ездили в храм к отцу Сергию, он служил благодарственный молебен, было очень радостно со всеми встреться.

В следующем году планируете пойти?

Ирина П.: Хотя бы раз в жизни стоит сходить обязательно в крестный ход, я не пожалела о том, что пошла. И поймала себя на мысли, что в следующий раз тоже стоит поучаствовать.

Виктория: Я когда села в поезд, везде вокруг были люди с рюкзаками, с пенками. И я сразу же начала  прикидывать, что мне необходимо купить и взять с собой в следующем году. Мы с Ириной уже обсудили планы на следующий год.

Ирина К.: Да, я еще во время хода начала думать об этом. И внутренне уже сразу обдумывала – я иду и мне нужно купить такие-то вещи. На самом деле выбор не стоит, он где-то внутри уже сделан.

Люди часто пугаются, что много идти - это очень трудно. Но бояться не стоит, потому что к крестному ходу можно присоединиться в любой день и также в любое время можно уехать домой. Можно приехать на один день в конце хода и попасть на праздник в Великорецком, где служится праздничная Литургия. Я познакомилась с женщиной из Кирова, она шла ходом, сколько ей позволяло время, потом уезжала на работу, а отработав свою смену, снова возвращалась в ход … Мы с Викторией тоже прошли не весь путь, около 85 км. Будет здорово, если в следующем году к нам присоединится кто-то еще из сотрудников нашей любимой Марфо-Мариинской обители.

Беседовала Юлия Сергеева

Фотографии
  • «В крестном ходе человек учится доверять Богу»
  • «В крестном ходе человек учится доверять Богу»
  • «В крестном ходе человек учится доверять Богу»
  • «В крестном ходе человек учится доверять Богу»

Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru