22 сентября 1909 года в Марфо-Мариинской обители состоялось особое торжество. Епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) освятил по полному чину церковь в честь святых жен Марфы и Марии, небесных покровительниц Обители. Это первый храм Обители любви и милосердия, который действовал с первых дней ее создания.
История храма
В память о дне освящения Марфо-Мариинского храма владыка Трифон подарил Елисавете Феодоровне икону Соловецких святых Зосимы и Савватия.
В Престол храма были вложены мощи святителя Алексия, митрополита Московского, святой праведной Елисаветы и преподобного Иоанна Лествичника.
Запрестольным образом храма Марфы и Марии стала икона, написанная игуменом Германом (Гомзиным), «Господь Вседержитель».
До покупки Великой княгиней участка для будущей Обители, его предыдущим владельцем был потомственный почетный гражданин В. Д. Бабурин. В 1906 году он решил пристроить к центральному из зданий, расположенных вдоль Большой Ордынки, оранжерею со стеклянной крышей, фасады которой были исполнены в стиле модерн.
Это просторное помещение с большими окнами, которое до этого было зимним садом и стало при Елисавете Феодоровне храмом.
Первое преобразование было сделано по проекту Владимира Владимировича фон Мекка, личного секретаря Елисаветы Федоровны. К стене зала, выходящей на улицу, пристроили алтарь в виде квадрата, стены обтянули голубым полотном.
Затем был привлечен архитектор Леонид Васильевич Стеженский, и по его проекту был устроен больничный храм.
Церковь, соединившая между собой больничные палаты и покои настоятельницы, была устроена таким образом, что тяжелобольные могли видеть богослужение со своих коек.
Из воспоминаний художника Никифора Яковлевича Тамонькина, работавшего в Обители:
«Зал с высокими окнами представлял из себя не что иное, как домовую церковь, но, видимо, еще не освященную. К стене, выходящей на улицу, приделан алтарь в виде квадрата, по обе его стороны находилось по одному окну... Нечто вроде трехстенной клетки, обтянутой голубым льняным полотном, такими же дверями царскими и боковыми, вместо местных икон находились пустые места. Домашняя только по названию, а на самом деле она рассчитана была на общественную церковь. Устраивалась она по проекту В.В. фон Мекка, сообразуясь со вкусом и требованием Великой княгини.
Потом, когда уже церковь эта была освящена и в ней происходила служба, работы по ее убранству и украшению не переставали продолжаться, даже с нарастающими темпами. Панель по всему помещению была облицована суровым, но весьма доброкачественным полотном, по которому уже по моему предложению были расписаны полотенца, как это встречалось в древних новгородских или псковских церквях, с крестами в кругах по ним.»
Храм Марфы и Марии особенно значим для обители еще и потому, что именно здесь 9 апреля 1910 года состоялось посвящение Великой княгини Елисаветы Феодоровны и её первых 18 сподвижниц в крестовые сестры.
После революции домовый храм, как и церковь Покрова Богородицы, был закрыт, а сестры Обители милосердия высланы из Москвы.
В 1926 году в здании храма святых праведных сестер Марфы и Марии разместили амбулаторию имени профессора Ф.А.Рейна – филиал ЦЕКУБУ (Центральная комиссия по улучшению быта ученых), и до 1928 года в храме и больнице действовала поликлиника.
Храм в наше время
25 февраля 2012 года, в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был совершен чин великого освящения возрожденного храма. В этот же день в Обитель вернулась храмовая икона святых Марфы и Марии.
Эта икона была написана еще до разорения Обители. Она находилась в храме свв. Марфы и Марии и считалась храмовым образом. После революции икона была перенесена в храм святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, где и хранилась до освящения храма в 2012 г..
Первую Божественную литургию в новоосвященной церкви возглавил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.
Материал подготовлен совместно с сотрудниками
Дома-музея Великой княгини Елисаветы Феодоровны