Светлый вторник 1918 г. – день ареста преподобномученицы вел. кн. Елисаветы Феодоровны
×

Светлый вторник 1918 г. – день ареста преподобномученицы вел. кн. Елисаветы Феодоровны

30.04.2019
Светлый вторник 1918 г.  – день ареста преподобномученицы вел. кн. Елисаветы Феодоровны

В Светлый вторник 1918 г., день памяти Иверской иконы Божией Матери, была арестована преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна.

Детали ареста и письма сестрам Марфо-Мариинской обители

«Уехать за границу она отказалась, - свидетельствует матушка Надежда. - Муж одной женщины, которая у нас лечилась и выздоровела, предложил Матушке тайно увезти ее из Москвы на санях. Она ответила с благодарной улыбкой: «Но сани не смогут вместить всех моих сестер».

Елизавета Федоровна очень любила Россию, русский народ, выпестованных ею сестер Марфо-Мариинской обители и не могла оставить их в беде.

Вскоре после захвата 25 октября 1917 г. власти большевиками Елизавета Федо-ровна писала графине Александре Олсуфьевой:

«Дорогая Аликс!
...Бесконечно жаль Россию и ее детей, которые не ведают, что творят. Но разве это не ребенок, которого мы в болезни любим во сто крат больше, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы облегчить его страдания, научить его терпению, помочь. Вот что я чувствую...

Святая Русь не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Однако в Библии Бог показал, что может простить Свой раскаявшийся народ и снова даровать ему благословенную силу. Следует надеяться, что усердные молитвы и раскаяние умилостивят Приснодеву, и что Она будет молить за нас Своего Божественного Сына, и что Господь простит нас...»

Вначале большевики довольно сносно относились к Марфо-Мариинской обители милосердия.
«В течение последних месяцев 1917 г. и в начале 1918-го, - свидетельствует архиепископ Анастасий, - советская власть, к общему удивлению, предоставила Марфо-Мариинской обители и ее начальнице полную свободу жить как они хотели и даже оказывала им поддержку в смысле обеспечения населения Обители жизненными продуктами».

В Обители был создан Совет Марфо-Мариинской общины, который перед влас¬тями представляла В.С. Гордеева, бессменная казначея. В 1917 г. существовавшая при Обители больница была зарегистрирована в Мосздравотделе, откуда сестры стали получать пайки. «С 1917 г., - указывалось в акте обследования Обители от 22 мая 1922 г., - средства добывались работой сестер и сверх того община стала получать помощь от райсовета ввиду существовавшей больницы на 30 коек (хирургическое, те¬рапевтическое отделения) с амбулаторным приемом до 100 человек в день, а также бесплатной столовой для бедных на 450 человек, которая в 1919-1920 гг. была закрыта».

Дважды в неделю грузовик доставлял обычный тогда провиант - вобла, черный хлеб, овощи, сахар, суррогатные жиры.

21 ноября 1917 г. Елизавета Федоровна присутствовала в Успенском соборе Московского Кремля на интронизации святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона. 24 января 1918 г. Великая княгиня заказала П.Д. Корину написать образ пророка Илии. Возможно, это был последний заказ Елизаветы Федоровны.

В марте 1918 г. в Бресте советское правительство заключило сепаратный мир с Германией. Елизавете Федоровне снова сообщили, что по ходатайству немцев она может уехать из России. Елизавета Федоровна отказалась: «Я никому ничего дурного не сделала. Полагаюсь на волю Божию».

Миновала Страстная седмица. Пришла Пасха 1918 г. На третий день Пасхи, 7 мая, Патриарх Тихон служил литургию на Большой Ордынке в храме Иверской иконы Божией Матери. Затем посетил Марфо-Мариинскую обитель. После службы беседовал с Елизаветой Федоровной и сестрами. В тот же день Великая княгиня Елизавета Федоровна была арестована.

«Накануне дня ее ареста, - вспоминала матушка Надежда, - она встала на клирос, что было неожиданно для всех, и пела вместе с сестрами. Всех поразила сила и красота ее голоса. Приехали за ней на третий день Пасхи - Иверская Божия Матерь, наш престольный праздник. Тут же вся Обитель узнала, сбежались все.
Она попросила дать ей два часа - все обойти, сделать распоряжения. Дали полчаса.

Все молились на коленях в больничной церкви вместе с батюшкой, а как стали ее забирать - сестры бросились наперерез: “Не отдадим Мать!” - вцепились в нее, плач, крик. Кажется, не было сил, чтобы их оторвать. Отбили всех прикладами... По¬вели ее к машине вместе с келейницей Варварой и сестрой Екатериной. Батюшка сто¬ит на ступенях, слезы градом по лицу, и только благословляет их, благословляет...

И сестры бежали за машиной, сколько хватило сил, некоторые прямо падали на дорогу... Вскоре письмо мы от нее получили. А во второй раз - письмо для всех, батюшке и 105 записочек, по числу сестер. И каждой - по ее характеру изречения из Библии, из Евангелия и от себя. Всех сестер, всех своих детей она знала! Позже еще посылка пришла - булочки для всех нас».

Первое письмо Елизаветы Федоровны своим духовным сестрам

"Господи БЛАГОСЛОВИ.
Да утешит и укрепит вас всех Воскресение Христово.
В 6 часов проехала Троице-Сергиеву, вечером Ростов.
Да сохранит нас всех с вами, мои дорогие, преподобный Сергий, святитель Дмитрий и св. Евфросиния Полоцкая. Мы очень хорошо едем. Везде снег.

Не могу забыть вчерашний день, все дорогие, милые лица. Господи, какое страдание в них, о, как сердце болело. Каждую минуту вы становились мне все дороже. Как я оставлю вас, мои деточки, как вас утешить, как укрепить?

Помните, мои родные, все, что я вам говорила. Всегда будьте не только мои дети, но послушные ученицы. Сплотитесь и будьте как одна душа: все для Бога, — и скажите, как Иоанн Златоуст: «Слава Богу за все».
Я буду жить надеждой скоро опять быть с вами, и хочется всех вас найти вместе. Читайте вместе, кроме Евангелия, и послания апостолов. Старшие сестры, объединяйте сестер ваших. Просите Патриарха Тихона взять «цыпляточек» под свое крылышко. Устройте его в моей средней комнате. Мою келью — для исповеди, и большая — для приема. Если нигде не будет опоздания, тогда прибудем только на пятый день. Екатерина вернется поскорее к вам, все расскажет, как мы устроились. Нам даны очень милые Ангелы-хранители [конвоиры из латышских стрелков]. Мало спали, потому что думы, думы ползут. Спасибо за провизию. По дороге достанем еще. Стараюсь читать преподобного Сергия. У меня с собой Библия, будем читать, молиться и надеяться. Ради Бога, не падайте духом. Божия Матерь знает, отчего Ее Небесный Сын послал нам это испытание в день Ее праздника.

«Господи, верую, помоги моему неверию». Промысл Божий неисповедим".


Второе письмо Елизаветы Федоровны своим духовным сестрам

"Господи, БЛАГОСЛОВИ.
Дорогие мои детки, слава Богу, что вы причащались: как одна душа вы все стояли перед Спасителем. Верю, что Спаситель на этой земле был с вами всеми, и на Страшном Суде эта молитва опять станет пред Богом, как милосердие друг ко другу и ко мне.

Не могу выразить, как я до глубины души тронута, обрадована вашими письмами. Вы мне написали, что все без исключения будете стараться жить так, как я часто с вами об этом говорила.

О, как вы теперь будете совершенствоваться в спасении. Я уже вижу начало благое. Только не падайте духом и не ослабевайте в ваших светлых намерениях, и Господь, Который нас временно разлучил, духовно укрепит. Молитесь за меня, грешную, чтобы я была достойна вернуться к моим деткам и усовершенствовалась для вас, чтобы мы все думали, как приготовиться к вечной жизни.

Вы помните, что я боялась, что вы слишком в моей поддержке находите крепость для жизни, и я вам говорила: «Надо побольше прилепиться к Богу. Господь говорит: «Сын мой, отдай сердце твое Мне и глаза твои да наблюдают пути Мои». Тогда будь уверен, что все ты отдашь Богу, если отдашь Ему свое сердце, т. е. самого себя».

Теперь мы все переживаем одно и то же, и невольно только у Него находим утешение нести наш общий крест разлуки. Господь нашел, что нам пора нести Его крест. Постараемся быть достойными этой радости. Я думала, что мы будем так слабы, не доросли нести большой крест. «Господь дал, Господь и взял». Как угодно было Господу, так и сделалось.

Да будет имя Господне благословенно вовеки.
Какой пример дает нам святой Иов своей покорностью и терпением в скорбях. За это Господь потом дал ему радость. Сколько примеров такой скорби у святых отцов во св. обителях, но потом была радость. Приготовьтесь к радости быть опять вместе. Будем терпеливы и смиренны. Не ропщем и благодарим за все.
Я читаю сейчас чудную книгу св. Иоанна Тобольского. Вот как он пишет: «Милосердный Бог сохраняет, умудряет и умиротворяет всякого человека, сердечно предавшегося Его святой воле, и теми же словами поддерживает и укрепляет его сердце, — не преступать воли Божией, внушая ему таинственно: ты находишься всегда со Мной, пребываешь в Моем разуме и памяти, безропотно повинуешься Моей воле. Я всегда с тобой, с любовью смотрю на тебя и сохраню тебя, чтобы ты не лишился Моей благодати, милости и даров благодатных. Все Мое — твое: Мое небо, ангелы, а еще больше Единородный Сын Мой. «Твой есмь и Сам Я, есмь твой и буду твой, как обещался Я верному Аврааму. Я твой щит, награда Моя велика вечно на веки веков» (Бытие). Господи мой, ведь Ты мой, истинно мой… Я Тебя слышу и слова Твои сердечно исполнять буду». Повторяйте эти слова каждый день, и вам будет легко на душе».


Источник: Марфо-Мариинская обитель милосердия. 1909-2009. К 100-летию создания обители. М., 2009.

Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru