Сегодня Русская Православная Церковь празднует Сретение Господне. В этот день – сороковой день по Рождестве Христовом – Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.
Согласно Моисееву закону, на сороковой день мать должна была принести в храм очистительную жертву - годовалого ягнёнка и голубку (или двух голубок). Первенца мужского пола родители также приносили в храм - для обряда посвящения Господу.
Сретение, один из 12 двунадесятых православных праздников, является одним из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди произносили уже в IV-V веках святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Кирилл Иерусалимский. Сегодня, несмотря на постный день, монашествующим и мирянам дозволяется употреблять в пищу рыбу.
Праздник Сретения - встречи ветхозаветного праведника Симеона и пророчицы Анны с Младенцем Христом - нередко трактуется в Священном Предании как символичное начало служения искупительной жертвы Иисуса Христа.
Но почему праведный Симеон встречает Господа именно в храме? Не в пути, как некогда cвятые Клеопа и Лука, не у источника пресной воды? Не встречает воплотившегося Творца на иерусалимских улицах и не у берега моря?
"Храм – это место таинственной встречи, - поясняет архимандрит Рафаил (Карелин), духовный писатель и священнослужитель Грузинской Православной Церкви. - Душа, очистившись в пламени покаяния, как руда в горниле, встречается с Богом. Она ощущает Божественную благодать, как новую жизнь, как незримый свет, как присутствие Божие, как истину и небесный покой. Теперь Симеон и Анна не только верой сердца, но и очами своими видят Бога. Храм – мистический центр мира, где сходятся все меридианы и сферы земли и неба.
Храм – преддверие вечности. Там пространство теряет свою протяженность, а время – одномерность и необратимость. В пространстве храма заключается вся Вселенная. Храм – это океан незримого духовного света. В храме Небесная Церковь встречается с Церковью земной".
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим / и руце Симеоне благословивый, / якоже подобаше, предварив, / и ныне спасл еси нас, Христе Боже, / но умири во бранех жительство / и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.