Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено на Поместном Лаодикийском Соборе в начале IV века, который осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.
Уже в Х веке церкви и монастыри, посвященные небесным воинам, стали наполнять русские земли. Крупнейшие Архангельские соборы были воздвигнуты в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице и Киеве. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен Небесному Архистратигу.
В Покровском соборе Марфо-Мариинской обители в 1917 году в честь архистратига Михаила со всеми Небесными Силами бесплотными и всеми святыми была освящена крипта (храм-усыпальница). Здесь, по замыслу основательницы Обители милосердия преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, должны были быть захоронены сестры милосердия, принявшие постриг.
В крипту ведет лестница, спускающаяся из южной части храма. Стены расписаны процессиями ангелов и святых праведных жен, над дверью размещено изображение «Три отрока в печи огненной»*, которое является прообразом Воскресения, а потолок и своды украшены пылающими серафимами. Роспись храма-усыпальницы была выполнена учеником художника и живописца Михаила Нестерова - Павлом Кориным. Молодой талантливым живописец - всего 22 года - сумел соединить величественность с простотой, монументальность - с лёгкостью и свободой, церковную традиционную каллиграфию - со столь приятным взору ярким орнаментом.
Из воспоминаний Михаила Нестерова: "Усыпальница дала Корину возможность показать, что в нём таится. С большим декоративным чутьем он использовал щусевские архитектурные формы. Он красиво, живописно подчеркнул всё, что было можно, и усыпальница превратилась в очень интересную деталь храма. Великая Княгиня осталась довольна. Корина благодарила"**.
Праздничное Богослужение в Покровском храме возглавил сегодня старший священник ставропигиального монастыря иерей Тихон Кречетов. Спокойная и размеренная служба настраивала на сосредоточенную молитву, напоминая душе о необходимости подготовиться к Рождественскому посту - времени сугубой молитвы и пламенного обращения ко Господу.
"Мы должны стремиться, чтобы наши мысли были такие же светлые и чистые, как у пламенных Серафимов,- обратился к прихожанам отец Тихон. - Чем они горят? Конечно, любовью ко Творцу. В их душе пылает огонь, в них сияет Божественная красота, которой может сподобиться и человек. Мы знаем преподобных святых, которые достигали равноангельского состояния и становились в высшей степени подобны Господу. Значит, это возможно и для нас с вами. Будем же молиться Богу, чтобы за время этой земной жизни, когда мы совершаем выбор - Небо или вечные мучения - мы всё же избрали вечную радость со Христом. Будем просить, чтобы даже самый маленький огонёк этой пламени любви загорелся в каждом из нас".
* пророк Даниил и святые три отрока Анания, Азария и Масаил
** Несторв М.О. "О пережитом 1862-1917 гг. Воспоминания. М., 2006. С. 470-471