Центральное рождественское богослужение — литургия в ночь с 6 на 7 января. Подготовка к нему начинается за пять дней — именно столько длится предпразднество Рождества Христова.
В первый день — 2 января — мы слышим, как в тропаре поется: «Готовься, Вифлеем!», и в Сочельник, 6 января, подходим ко встрече с Великой Тайной Богорождения.
Утром, в Навечерие Рождества, совершаются Царские Часы: посреди храма перед лежащим на аналое Евангелием и открытыми Царским вратами читаются псалмы и Священное Писание, поются тропари.
После Часов начинается Вечерня, наполненная радостью о приходе в мир Спасителя. В конце службы на середину храма выносится свеча, как символ загоревшейся в небе Вифлеемской звезды, а молящиеся поют:
«Рождество Твое, Христе Боже наш, Возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, И Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!».
Всенощное бдение в праздник Рождества Христов начинается с Великого повечерия и радостного возгласа пророка Исаии: «С нами Бог!». За ним следует утреня, которая совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется канон «Христос раждается…» – один из самых красивых канонов в православном богослужении. Во время пения канона верующие прикладываются к иконе Рождества Христова. Завершает празднование Литургия.
Во многих храмах она повторяется и утром, чтобы те, кто не смог посетить ночное богослужение, в этот Великий Праздник не остались без приобщения Святых Христовых Таин.
На следующий день, 8 января, в храмах совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Этот праздник посвящен Той, без Которой было бы невозможно явление в мир Бога человеком.
Попразднество Рождества — время особой радости — длится шесть дней. До самого отдания праздника (13 января) на богослужениях звучат гимны и рождественские песнопения, которые призывают нас к духовному торжеству и ликованию о рождении Богомладенца, который, будучи предвечным Богом, пришел в мир ради нашего спасения.