Великая княгиня Елисавета Феодоровна обладала многими талантами. Одним из них был дар – открывать в сердцах людей потребность творить дела милосердия. Сейчас, когда весь мир замер, ожидая праздника Рождества Христова, мы расскажем о традиции Рожественских базаров. Эта одна из форм благотворительности Великой княгини, к которой она привлекала множество неравнодушных людей. Читая воспоминания современников и репортажи дореволюционной прессы, мы можем погрузиться в атмосферу праздника и бескорыстного дарения.
Первый Рождественский базар Москвы
В 1891 г. прошел первый Рождественский базар Великой княгини Елисаветы Феодоровны, устроенный в фойе Большого театра.
Подобного масштаба москвичи еще не видели – за пять дней было продано 10 805 входных билетов. Наплыв публики был такой, что приходилось закрывать кассы.
В четырех роскошных залах были расставлены торговые столы и пирамиды с выигрышами проводившихся лотерей.
Торговали дамы из великосветского общества.
Великая княгиня Елисавета Феодоровна проводила на базаре все дни с утра до вечера. Великий князь Сергей Александрович приезжал каждый день на несколько часов.
Выручка составила более 90 000 рублей, а чистая прибыль – около 83 000 рублей.
Эта сумма стала самым крупным финансовым поступлением в Комитет по сбору пожертвований в пользу пострадавших от неурожая, который к 1 января 1892 г. собрал из разных источников более полумиллиона рублей.
Традиции благотворительного базара
Успех первого базара заложил основу для проведения подобных мероприятий в 1895, 1899 и 1903 гг. (помещение для них предоставляло уже Благородное дворянское собрание).
Благотворительные базары неизменно являлись одними из самых ярких событий городской жизни.
«Несметные толпы народа – ходить было трудно», – рассказывал Великий князь Сергей Александрович о базаре 1903 г.
Каждый раз выручка была впечатляющей: в 1895 г. – 80 000 рублей, в 1899 г. – около 100 000, в 1903 г. – 103 000 рублей.
Собранные средства передавались конкретным организациям на благотворительные цели:
в 1895 г. – городским попечительствам о бедных;
в 1899 г. – различным московским филантропическим обществам;
в 1903 г. – организациям московского дворянства, благотворительным учреждениям Великой княгини, городскому попечительству о бедных Хитрова рынка, на воспитание детей военнослужащих Московского военного округа, на улучшение тюремных покоев при полицейских домах Москвы, во вспомогательную кассу московского купеческого сословия.
Особенный шарм придавало подобным базарам присутствие высочайших особ.
В 1903 г. газета «Новости дня» сообщала: «Вчера в 8 часов вечера в присутствии Их Императорских Высочеств Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, открылся в залах Благородного собрания роскошный благотворительный базар. На открытие собрался весь высший свет, все сливки московского общества. Все, кому выпало счастье быть на этом базаре, были полны желания купить какую-нибудь вещь и получить ее непосредственно из рук княгини».
Готовиться к базару обычно начинали заранее, за несколько месяцев до события. Например, первое собрание участниц базара 1899 г. состоялось за четыре с половиной месяца до открытия.
О подготовке к мероприятию Великой княгини сохранилось свидетельство Великого князя Сергея Александровича: «...одна из верхних комнат переполнена вещами, которые нам присылают для базара и лотереи. Жена целый день рисует, вышивает – все для базара».
В этом проекте Великой княгини Елисаветы Феодоровны участвовали обе императрицы, а также Великая княжна Ольга Александровна. Все они предоставили для продажи свои вещи.
Начиная со второго базара, великокняжеская чета сама становится за торговые прилавки.
В 1895 г. Великий князь Сергей Александрович торговал зонтиками – уже на второй день базара ни одного зонтика у него не осталось.
На столе Елисаветы Феодоровны были выставлены в основном ее работы, но так как их быстро разобрали, то стали добавлять товары с других столов. Поскольку каждый хотел получить какую-либо вещь лично от Великой княгини, ей не удавалось присесть ни на минуту.
«Ты себе представить не можешь, до чего жену окружали и все требовали покупать из ее рук», – писал Великий князь Сергей Александрович брату в 1895 г.
А о тяжелой нагрузке тех дней он говорил так: «...все слегка еще одурели после базара».
По воспоминаниям графини В.В. Клейнмихель, однажды на базар пришел старик-крестьянин, который преодолел более 120 верст специально для того, чтобы увидеть Великую княгиню и убедиться в правдивости рассказов о ее доброте и любви к простому народу. После разговора с Елисаветой Феодоровной он сказал: «Народ-то был прав, когда хвалил ее, а какая она красавица. Когда она улыбается, то похожа на ангела, которых пишут на образах».
Распространение идей бескорыстного дарения
Имена многих дам, принявших участие в первом базаре, значатся в списке участников и последнего великокняжеского московского базара в 1903 г. А, значит, московской аристократии идея участия в благотворительной деятельности пришлась по душе.
Опыт Великой княгини Елисаветы Феодоровны в организации базаров оказался востребованным в Петербурге. В 1899 г. она помогала императрице Александре Феодоровне организовать Рождественский базар в Таврическом дворце.
От своего имени Великая княгиня Елисавета Феодоровна устроила витрину «с разнообразными предметами роскоши».
В дневнике императора Николая II сохранилась такая запись об этом дне: «...была большая возня по приготовлению вещей и предметов к «ярмарке», которая устраивается в Таврическом Дворце»; «Аликс и Элла продолжали рисовать целый день; хотя ярмарка, для которой они все эти дни работали, окончилась вчера».
Молодые княжны тоже брали пример со своей тети Великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Журнал «Призрение и благотворительность в России» сообщал:
«20, 21 и 22 декабря под покровительством Великой княгини Марии Павловны в залах Дворянского собрания состоится по примеру прежних лет большой благотворительный базар при участии свыше 100 благотворительных обществ. На базаре за особым столом Великой княгини будут продаваться вещи, привезенные её императорским высочеством и другими высокопоставленными лицами из Франции, Германии, Англии и Италии в пользу тех благотворительных учреждений, которые состоят под августейшим ее покровительством».
Так Великая княгиня Елисавета Феодоровна вовлекала в круг участников своей благотворительной деятельности все больше людей. Для многих из них благотворительность становилась неотъемлемой частью жизни.
Материал подготовлен сотрудниками дома-музея Великой княгини Елисаветы Феодоровны