В третье воскресенье после Пасхи Православная Церковь традиционно отмечает день святых жен-мироносиц. В их числе – сестры праведного Лазаря, Марфа и Мария. Что о них известно, почему в честь них названа Марфо-Мариинская обитель милосердия. Разбираемся в день престольного праздника.
Евангельская история
Основной исторический источник, из которого мы узнаем о сестрах – это Евангелия.
Марфа и Мария упоминаются в них как женщины состоятельные, дом которых находился недалеко от Иерусалима, в Вифании – посему они могли дать приют Спасителю и Его ученикам.
В Евангелии от Луки как раз в одно из посещений Марфа «заботилась о большом угощении», собственно, играя традиционную роль, присущую женщинам во все времена. Ее младшая сестра, Мария, повела себя необычно: сев у ног Христа, слушала Его, оставив сестру хозяйничать в одиночестве.
На недовольство Марфы Спаситель отвечает, что именно Мария «избрала благую часть, которая не отнимется у нее».
При этом поведение Марфы вовсе не осуждается, просто Господь определил иерархию служения сестер: Мария, которая решила внимать Его словам явила высший пример преданности, нежели заботившаяся о земном Марфа.
В Евангелии апостола Иоанна роль Марфы, также верной ученицы Христа, не менее значима, чем Марии. У него они даже меняются местами: Марфа внемлет, а Мария появляется несколько позже. Более того, именно Марфа первой исповедует Спасителя Сыном Божиим.
Воскрешение Лазаря и вера сестер в Спасителя
Получив весть о болезни Лазаря, брата Марфы и Марии, Христос отправился к ним. К Его приходу Лазарь уже четыре дня как умер.
Тут и произошло первое исповедование Марфы Христа Сыном Божиим – после беседы с Ним:
«Марфа «пошла и тайно позвала Марию», называя Спасителя Учителем (Ин 11-28; ср.: Ин 20:16).
Ее сестра Мария также подошла к Иисусу вся в слезах и, упав к Его ногам, произнесла те же слова: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин 11:32).
Повтор тех же слов, очевидно, призван подчеркнуть схожесть веры в божественную силу Спасителя и преданность Ему обеих женщин.
Видя родных и близких Лазаря плачущими, Иисус Сам восскорбел духом и прослезился (Ин 11:33-35).
Когда Спаситель и сестры подошли к гробу, Марфа засомневалась в возможности Его воскресить брата и обратилась к Иисусу: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе!» (Ин 11:39).
В ответ Господь вновь призывает ее верить и на глазах сестер воскрешает их умершего брата, тем самым являя Свою власть над жизнью и смертью (Ин 11:40)». (Православная энциклопедия, pravenc.ru)
На что тратить драгоценное миро
Господь снова пришел в Вифанию за шесть дней до иудейской пасхи и, соответственно, незадолго до начала своего Крестного пути. Марфа снова хлопотала за трапезой, а Мария, сидя у ног Христа, взяла «фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира».
Ее поступок вызвал, мягко говоря, непонимание Иуды Искариота, который предположил, что чем тратить деньги на дорогое миро и столь расточительно, с его точки зрения, им распоряжаться, лучше раздать их нищим.
Спаситель снова вступается за Марию, придает ее поступку пророческий смысл: «...оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин.12:7-8)
Мироносицы
После предательства Иуды и отречения Петра сестры были одними из немногих, сохранивших преданность Спасителю.
Вместе с другими женами-мироносицами – Марией Магдалиной, Сусанной, Клеоповой, Иоанной и Саломией - они после казни Господа на кресте отправились к Его гробу, чтобы по иудейской традиции омыть тело Христа благовониями. Они же первыми обнаружили пустую гробницу и сообщили о воскресении Спасителя.
После наступления тяжелых времен для первых христиан, в том числе на Святой Земле, и изгнания из нее праведного Лазаря, Марфа с Марией помогали своему брату в благовествовании Евангелия в разных странах.
В Вифании сохранилась гробница праведного Лазаря, на месте которой в IV в. был построен храм. Сведения о времени и месте кончины праведных сестер, увы, до нас не дошли.
А Обитель милосердия назвали Марфо-Мариинской, потому что служение ее сестер предполагает оба начала – молитву и деятельную помощь страждущим.
Больше новостей из жизни Марфо-Мариинской обители — в Telegram-канале «Марфо-Мариинская обитель милосердия», в группе VK и на странице в Дзен.
Чтобы получать самые актуальные новости на свою почту, подписывайтесь на рассылку