Проповедь клирика Марфо-Мариинской обители милосердия иерея Дионисия Денисова в праздник Преображения Господня.
Дорогие братья и сестры, поздравляю с великим двунадесятым праздником Преображения Господня!
Этот праздник открывает смысл нашего существования.
Преображение Господне случилось по прошествии шести дней с момента сложной беседы Господа о Своих будущих страданиях, когда апостол Петр, исповедовав Христа Сыном Божиим, начинает Ему прекословить.
Господь берет с собой трех ближайших учеников, Петра, Иоанна и Иакова, и поднимается с ними на высокую гору, чтобы помолиться. И во время молитвы Он преобразился перед ними: «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:2). А ведь Господь с учениками поднимался на высокую гору, одежда была грязной, вся в пыли – и в мгновение все преобразилось. Апостолы были поражены.
Свет, который осенил апостолов на горе Фавор, был светом Божественным, от начала присущим естеству Сына Божия. Этот свет был скрыт и воссиял в тот момент, когда Господь посчитал правильным и уместным. Преобразившись в славе перед своими учениками, предваряя Свое страдание, Иисус Христос уверил их в Своем Божестве, чтобы поддержать их в предстоящем испытании.
Все мы с вами призваны жить так, чтобы стать причастниками Царствия Божия еще здесь, на земле. Но что для этого нужно?
Часто христиане успокаивают себя словами апостола Павла: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (Первое послание к Тимофею 1:15-16).
С кем чаще всего общался Иисус Христос? Не с фарисеями и законниками, а с мытарями и блудницами. Каждый из нас осознает в себе грешника, которого Господь и пришел спасти. И, к сожалению, многие начинают думать: «Господь приходил к людям, порабощенным грехом, таким, как и я, значит, в таком грешном состоянии имею надежду на спасение».
А сегодняшний праздник показывает, что это заблуждение. Чтобы быть спасенным, каждый человек должен преобразиться. Земное состояние страстности и греха, в котором мы с вами чаще всего пребываем, иноприродно Царству Божию.
И Господь дает нам путь и способы для спасения. Об одном из них мы слышали сегодня на Евангельском чтении: «После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился» (Лк 9:28).
Христос преображается во время молитвы – апостол Лука неслучайно два раза упоминает о молитве. Без молитвы, без посвящения своего ума и времени Богу спастись невозможно. Многие думают, что христианство – это просто набор нравственных предписаний. Но для спасения мало быть добрым, нравственным человеком. Это необходимо, но этого мало. Спасаемся мы только Христом. Мы призваны внимать каждому Его слову, ведь Христос – та дверь, через которую мы приобщаемся Царства Небесного.
Мир, который нас окружает, старается нас убедить, что решение земных проблем – самое важное, что есть в жизни, что жизнь этим и исчерпывается.
В Своем Преображении Господь показывает, что есть другой, небесный мир. А стать причастником Царства Божия мы можем уже сейчас, участвуя в Таинствах: исповедуясь, причащаясь и посвящая время усердной и искренней молитве.