19 августа, в праздник Преображения Господня, в Марфо-Мариинской обители были совершены две Божественных литургии.
Раннюю Литургию в домовом храме праведных Марфы и Марии совершил иерей Александр Ильинский в сослужении диакона Иоанна Клименко.
Позднюю Божественную литургию в Покровском соборе совершил иерей Дионисий Денисов в сослужении иерея Алексея Голубева и диакона Илии Мамыкина.
По окончании богослужения отец Дионисий сказал проповедь:
«Преображению Господа и Спаса нашего Иисуса Христа предшествует Его беседа с учениками, во время которой Он впервые открыто объявил им, что Он — Мессия, Который будет предан иудеями, будет распят, умрет, а потом воскреснет.
Но, по своей милости, Господь дарует Своим ученикам и утешение: «Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лк. 9:27).
Через восемь дней Он берет с собой на гору Фавор троих ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна — и преображается пред ними.
В тропаре праздника есть такие слова: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху…».
Что значат эти слова — «якоже можаху»? Это значит, что Господь явил апостолам Свою славу в той мере, в которой они могли ее вместить и понять, т.е., не во всей полноте. Но даже это часть Божией славы так поразила учеников, что они не хотели уходить: «сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что́ говорил» (Лк. 9:33).
иерей Дионисий Денисов
Преображение Спасителя настолько поразило апостолов, что они всю жизнь помнили об этом.
Во втором соборном послании апостола Петра, которое читается сегодня за Литургией, сам апостол говорит, что основа его проповеди — не какие-то измышления. Основа его проповеди — Преображение Господа Иисуса Христа, свидетелем которого он был: « Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (2 Пет.1:16-17).
Вспомним, что эти слова — «Сей есть Сын Мой возлюбленный» — апостол слышал как раз на горе Фавор: «И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9:35).
Возможно, Преображение Господне было тем событием, которое удержало апостола Петра от отчаяния, когда он предал Христа Спасителя. Он помнит, Кого предал — милостивого, щедрого, долготерпеливого и славного Господа.
Сегодняшний праздник Преображения напоминает нам, что Царствие Божие, в которое мы имеем надежду войти по пришествии в мир Христа, существует уже сейчас.
Царствие Божие сосуществует параллельно нашему земному миру. Но мы, вследствие своей греховности, его не видим, не чувствуем, а поэтому и забываем о его существовании.
Господь дал апостолам возможность прикоснуться к Своему Царствию… и происходит удивительная вещь!
Вы никогда не задумывались, как апостолы могли знать, что Иисус Христос беседует именно с пророками Моисеем и Илией? Ведь икон тогда не было, а этих пророков, конечно, ученики Христовы никогда вживую не видели. Но они точно знали, с кем Христос говорил в тот момент.
В мире, в котором мы живем, действует диавол. Он всячески пытается заставить нас позабыть о Царствии Божием. Он хочет, чтобы мы занимались только земной жизнью, жили только «по горизонтали».
А ведь «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).
А это значит, что мы родились, приняли крещение, чтобы в него войти! Нужно только к этому стремиться, посвящать этому свою жизнь.
Каждый из нас в какой-то момент почувствовал, что здесь, в храме Божием, можно найти Истину, только здесь — радость, мир, свет. Здесь находится Сам Господь. Но мирские впечатления настолько затмевают наше сознание, что мы забываем о Царствии Божием и вновь погружаемся в пучину мирских попечений.
Будем же стараться всегда помнить, зачем мы родились, зачем приняли крещение, зачем ходим в храм и участвуем в Таинствах. То счастье, те радость, мир, благодать, которые Господь хочет нам даровать, превосходят все земные радости и утешения.
У нас много способов достичь Царствия Небесного, но об одном из них мы чаще всего забываем — это молитва. Мы пренебрегаем ей, а ведь именно во время молитвы Господь преобразился пред Своими учениками: «После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться» (Лк. 9:28).
Без молитвы, без искреннего, постоянного, внимательного обращения к Богу достичь Царства Небесного невозможно».
Накануне в Покровском соборе было совершено Всенощное бдение.
Читайте другие проповеди и интервью иерея Дионисия Денисова:
Приход – это большая семья, в которой мы призваны исполнять заповеди о любви к ближним
«Сегодня за богослужением мы просим у Господа, чтобы Он обновил в нас дар Святого Духа, дал нам новое сердце»
«Нарушение даже малейшей заповеди – это отвержение Спасителя»
Фотографии