Проповедь клирика Марфо-Мариннской обители милосердия иерея Игоря Куликова в день обретения мощей преподобного Серафима Саровского.
Преподобный Серафим Саровский стал для нас своего рода глашатаем последних веков, святым, который вновь раскрыл тайну спасения. Он обращался к пастве простыми словами, объясняя, что есть жизнь в Духе Святом.
О чем мы должны просить Бога? Всё написано в молитве «Царю Небесный»: у Духа Святаго нужно просить прийти и вселиться в нас, очистить нас от всякой скверны и спасти. И святой показал это Николаю Мотовилову, в котором мы видим по сути всех православных людей, живших в России в XVIII – XIX вв. Многие из них уже забыли свои культурные корни и обратились на Запад, даже иногда уже не использовали русский язык при общении.
Беседу преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым «О цели христианской жизни» стоит прочитать каждому. В этой беседе раскрывается богатство милости Божией ко всем нам.
Сегодня мы вспоминаем первое обретении мощей преподобного Серафима Саровского в 1903 г. Тогда было много исцелений, и, по большей части, люди приходили с физическими недугами. За помощью к святому обращались слепые, глухие, недужные люди. Второе обретение мощей преподобного произошло в 1991 г., и подобных свидетельств о телесном выздоровлении уже не было. По большей части исцелялись бесноватые и безумные – омраченные умом и потерявшие веру.
Наш век – это действительно время безумия и беснования. Многие европейские страны, которые некогда были основным источником христианского просвещения, стали бессильными против силы, противостоящей Богу. Общественная тенденция не дает человеку возможности с любовью относиться ко Христу, что мы увидели недавно на открытии Олимпиады. Такое богохульство встрепенуло даже многих «заснувших» западных христиан.
Миряне призваны подражать монахам, а монахи – ангелам. В нашем российском историческом пространстве вокруг подвижников благочестия, многие из которых впоследствии стали святыми, создавались монастыри. Жизнь этих святых и была тем ориентиром, к которому стремились иноки.
А во многих странах ситуация сейчас иная, и монастыри в последние столетия занимаются в большей степени социально-просветительской деятельностью. Монахи ухаживают за пожилыми людьми, выезжают на природу… На этом заканчивается функция монастырей. А ведь тот вектор жизни, который выбирает человек, очень важен. Человека – существо динамичное. И если нет духовного развития, то душа погружается в трясину страстей. Если же выбрать движение к Небу, помнить и изучать жизнь подвижников и благочестивых предков, то душа устремится ввысь.
У души не бывает ровного, плавающего состояния. Человек или стремится ввысь, или идет в противоположную сторону. Поэтому я так радуюсь, что столько людей сегодня в храме, что в России так много людей, которые почитают преподобного Серафима Саровского и молятся ему ежедневно.
Дорогие братья и сестры, нет повода отчаиваться и малодушествовать, потому что Христос Воскрес!