«Что ты, радость моя, ведь я образу Божию кланялся, который в тебе»
×

«Что ты, радость моя, ведь я образу Божию кланялся, который в тебе»

31.07.2021
«Что ты, радость моя, ведь я образу Божию кланялся, который в тебе»

1 августа, в день Обретения мощей прп. Серафима Саровского, у нас есть возможность обратиться к проповеди преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), произнесенной в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители. 

Красноречие в сочетании с любовью к ближнему позволяли первому духовнику Обители достучаться до сердца каждого прихожанина. Послушать проповеди священника всегда приходило  много людей.


Текст проповеди:

Какая радостная сегодня беседа предстоит, ибо мы будем говорить о преподобном Серафиме... Батюшка Серафим, старец Серафим, преподобный Серафим – какие это святые имена!

Как они дороги русскому христолюбивому сердцу!

Только лишь произнеси: "Преподобный Серафим...", – и светлый лик его становится перед нашими очами и радость неземная приходит в  души. Достаточно, что я произнесу: Преподобный Серафим, и в этом – неизреченное утешение. Так близок он русскому народу, так близок душе каждого, что только сказать: братие, вспомним преподобного Серафима, как сейчас же какой-то неземной радостью забьется сердце русского человека.

Настолько был близок преподобный христианам, так любил Бога и Россию, что стал он нам доргим и будет дорог до конца, до Второго Пришествия. А когда придет Господь и там, на Страшном Суде, преподобный Серафим встретит русский народ, и радость будет призывать на судимый русский народ и молиться, чтобы всех спасти.

Жизнь преподобного Серафима всем хорошо известна;  кто не знает, как жил преподобный? Кто не знает его любви, веры, поста, молитвенных  и прочих подвигов, которым несть числа?

Могу только звать вас и себя подражать, умиляться, восторгаться той святой жизнью, неземным ликом преподобного, оживотворяться, утешаться, быть у ног преподобного и учиться всю жизнь у него,  радоваться с ним.

Мне хочется обратить ваше внимание, и покрепче, на одну черту, которая ясно и ярко проходила в его жизни с начала до конца.

Это радость неземная. Преподобный всю жизнь настолько радовался, что не мог скрыть этой радости: она отражалась в его светлом взоре, на его ланитах, которые горели всегда румянцем, она отражалась в славославительных, просительных молитвах.  Эта радость отражалась и в общении с людьми, и он мог  их звать: «Ах, радость моя пришла!»

Даже на природу эта радость простиралась, и медведя он встречал со словами  «Ах, радость моя пришла». И все в природе обливал радостью. Он так и скончался с радостью, стоя в умилительной молитве перед любимой иконой Богоматери «Умиление». С этой иконой он не расставался никогда. Трогательно было видеть, когда он с нею ходил по Саровском лесу, вешал на сосны, чтобы она всегда была рядом с ним.

Отчего эта радость в нем была, всегда чувствовалась? Так хочется узнать, ведь мы его братья и сестры во Христе. Он радовался оттого, что всегда был с Богом, в общении с Ним. Эта радость происходила от непрерывного общения с Богом, Богоматерью,  Небесными Силами и со святыми. Он никогда не был одинок, он был Ангел земной и человек Небесный.  Молитвою и в Таинстве он всегда был  неразлучно с Божеством.

У него за плечами была котомка, а в ней лежали малый хлебец и хлеб Небесный – икона Богоматери «Умиление» и Святая Библия. А в руках были топорик и мотыга, ибо он не хотел, чтобы ему служили. Он сам себе служил, возделывая землю, чтобы пропитать себя; а когда уставал от труда физического, он доставал икону Богоматери, хлеб Небесный – Святую Библию – и молился, молился, читал ... И Богомыслием возносился горе и духом был превыше земли, и радовался.

Общение с Господом просвещало его душу радостью неземной, Дух Святой оживотворял его; и когда он приобщался Святых Тайн, а он приобщался каждую неделю, он сам о себе выражался: «Серафим убогий грядет в свою убогую келью».  Не говорил «идет», а «грядет». Он шел, опустив очи долу. Народ стоял толпой, а он никого не видел –  шел с Богом, этот грешный Серафим, румяный, радостный, просвещенный... С ним Бог шел в убогую келью. Преподобный Серафим согревался не только духовно: общение с Богом в радости, согревая душу теплотой, согревало и его тело.

Известен из жизни преподобного Серафима один случай, как однажды  в середине декабря он со своим духовным сыном молился среди Саровского леса. На дворе был страшный мороз, и что же? Он стоял более часа с открытой головой в своем балахончике, снег шапкой покрывал его голову. Он взирал на небо, лик его горел, его руки, конечности даже не отмерзли, так он весь был согрет не только духовно, но и телесно. Удивился духовный сын, что он не обмерз, будучи раздетым, а преподобный говорил: «О Ваше Боголюбие, о радость моя, да разве можно замерзнуть, когда с нами Дух Святой?».

Или вот другой пример. Господь привел мне знать назабвенного и приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского. Особенно припоминается 1899 год. Мне пришлось ехать вместе с ним в поезде; окно было открыто наполовину, на лице отца Иоанна играл слабый румянец. Лицо его было настолько прекрасным, а чудные глаза его были так ласковы, живы, и вся его фигура дышала такой радостью неземной, такой энергией, что я удивился и сказал: «Батюшка, простудитесь», — и первое мое движение было закрыть окно. «Оставь, сам оденься, вот ты не простудись, а я так живу всю жизнь».

А когда я удивился его светлому, бодрому облику, он сказал: «Я открою тебе по священству тайну. Я несколько десятков лет ежедневно приобщаюсь Святых Тайн, вот почему тело мое свежо, и оно не простужается, а мне более семидесяти лет. Я немощь свою стремлюсь соединить с силой Божьей, и радуется дух, и крепнет тело мое».

Вот, дорогие братья и сестры, общение с Господом есть источник радости духовной и крепости тела.  Вот разгадка того, почему старцы, освященные Святым Духом, преподобные мужья и жены, мало питаясь, много трудясь, доживали до глубокой старости и хранили не только бодрость духа, но и свежесть тела и энергию, – они постоянно пребывали в общении с Божеством в молитвах, в таинствах, в единении с Господом  телом и духом во Святых Тайнах.

Какой же путь  нам избрать?

В Апокалипсисе Господь говорит: «Се, гряду скоро». «Ей, гряди, Господи!»

Он приближается, Он просит, стучится, чтобы мы открыли дверь для Его входа. А она часто бывает закрыта, надо непременно держать ее открытой, чтобы Господь мог войти и пребывать с нами.

Преподобный Серафим умел держать всегда ее открытой, ожидая Господа. Господь сказал: «Кто Меня возлюбит, и Я возлюблю его и явлюся ему Сам». Как же держать дверь открытой? Памятью вездеприсутствия Божия, хождением пред Богом.  Вот чем держалась открытой дверь  души преподобного Серафима.

Царь Давид говорил: «Я всегда вижу Бога пред собой». Вездеприсутствие Божие означает, что Он сейчас с вами - с вашим сердцем бьется, в каждом  Он проникает до мозга костей.

Ходить в вездеприсутствии Божием – это значит всегда себе напоминать о присутствии Господа, поставить себе стража внутреннего, который не допустит небрежности войти в душу.


Память о вездеприсутствии Божием – страж Господень, уберегающий от нападения злых духов, от суетных мыслей , лукавых похотей.

Память о вездеприсутствии Божьем укрепляет в нас мысль о том, что мы не одиноки.

Преподобный Серафим был один в лесу со зверями. Разбойники нападали на него, а он лишь  молился и никогда не унывал, не терялся. Почему? Потому, что мысль о вездеприсутствии Божием держала его душу в Богообщении. Он знал, что есть Отец Небесный, что Отец любит его, что Господь с ним, и никого не боялся: «Аще ополчится на мя полк, не убоюся, яко Ты со мною».

Вот как укрепляет память о вездеприсутствии Божьем, она, как сторож чудный, бережет душу во внимании, в страхе Божьем, в мире, спокойствии, в надежде на благодать Божию, держит душу в молитве и покаянии.
Вот что нужно, чтобы Господь вошел и вечерял с нами.

Представьте душу, которая всего боится, всех подозревает... – как не унывать – сейчас убьют, сейчас обманут... Такая душа закрыта для Бога.

Господь близко, стережет,  подходит, мы свободны открыть дверь, вот-вот, сейчас войдет...

А если она закрыта, Он будет скорбеть, будет долготерпеливо ждать, но насильно не войдет.

Покаяние всецелое — вот второе, что открывает дверь души нашего существа для грядущего к нам Господа. «Покаяние на все полезно есть», – говорят святые отцы. Покаяние переменяет наши убеждения. Если говорят: раскаялся человек, это значит, что всех кумиров, лжеучителей забыл и обратился к Богу, Источнику Истины.

Покаяние меняет убеждения, чувства, сердце человеческое, которое имеет способность жалеть и любить.  Раскаялся – значит человек не хочет теперь жить иначе, как только добродетельно.

Раскаялся – значит возлюбил Единого Бога, чтобы Ему Единому служить, исполнять Его волю. Покаяние свидетельствует о перемене в отношении ко греху, потому что грех имеет целью нечто сладкое, приятное, нечто естественное.  А раскаялся – значит возненавидел грех, устыдился, заплакал и полюбил добро.

Покаяние означает перемену деятельности человеческой.  Прежде без борьбы, спокойно отдавался человек греху, а теперь борется.  Раскаялся – значит теперь победит зло, зависть, так как деятельная борьба со грехом загорелась внутри человека.

Прежде: упал и не хотел даже подняться,  лежал в грязи духовной и услаждался, как животное, грязью. А раскаялся – значит упал, но немедленно встал, отряхнул грязь с души и тела и любит добро, святыню, истину,  ненавидя грех, злобу, разврат.

Покаяние есть ключ, который отверзает дверь нашего существа к принятию Бога.

И, наконец, последнее: пост и  воздержание нужны для духа и тела.

Пост для духа. Подумайте, что за жизнь, когда человек пребывает непрестанно только в суете, читает только светское, беседы ведет только светские, рассказывает только о земном, греховном; постоянно, ежедневно, изо дня в день удовольствия земные – ни умиления духовного, ни молитвы, ни сосредоточенного пребывания, ни литературы духовной.

Однообразная суетная жизнь тяжела человеку – образу Божию. Светское, если избирать, то только полезное,  не вредное. Когда наступит пост, оставьте все земное, дайте душе отдохнуть, подумать, сосредоточиться на небесном.

Если духом будем поститься, тогда душа будет открыта для восприятия Господа и в слове, и в молитве, и в воздержании.

А телесный пост... Как можно спокойно смотреть на мир животных, когда мы, которых Господь поставил царями и священниками на земле, круглый год терзаем их, бьем, едим... Тысячелетняя наследственность переработала нас,  а в посты откройте дверь души, чтобы Господь пришел к нам и порадовался, что хоть в пост мы становимся в правильное отношение к животному миру – не бьем, не терзаем. Для жизни тела воздержание и пост только полезны, утончают тело, делают сильным дух, он становится свободным.

Преподобный Серафим тысячу дней и ночей стоял на камне, душой и телом пребывал в воздержании, а душа его возносилась к Господу, взывая: «Иисусе, помилуй!». Годами он ел только одну траву, душа его была открыта для Бога, и Господь был с ним.  От того он был в радости всегда.

Радость происходила от обращения с людьми, он всех приходящих к нему называл «радость моя», а если выговор делал, то для спасения души, от любящего сердца. Да как же иначе, человек есть образ и подобие Божие, как не радоваться, когда люди приходят.

Преподобный Серафим, видя, что к нему идет человек, вдруг бросал мотыгу, топорик и кричал: «Радость моя грядет ко мне!», – и падал в ноги. Смущенный посетитель спешит поднять старца, извиняется, а преподобный говорил: «Что ты, радость моя, ведь я образу Божию кланялся, который в тебе».

Вот как преподобный Серафим относился к людям и как почитал образ Божий в них.

Преподобный Серафим всегда чувствовал, всегда пел: «Христос Воскресе!», хотя бы это было летом или зимой. Это означает, что преподобный радовался радостью нестареющей, он помнил о Воскресении Христовом; это значит, что он веровал, что Дух его с Богом, и он радовался радостью жизни нестареющей. И когда ему говорили: «умерли родные», он пел «Христос Воскресе» и радовался, и благословлял их... Почему? Да, умерли родные, но разрешились от бремени тела, от уз плоти и теперь у Господа, и ждут общего Царствия.

На моей родине был Гарася юродивый, он узнавал, где смерть предназначалась от Бога. Смотришь, он бежит и начинает целовать углы ворот дома, где должен быть покойник,  и там действительно умирали.

Когда вырывали могилу, он последнюю ночь проводил в могиле, и когда отец духовный спрашивал его, почему он так веселится, он на исповеди без юродства отвечал: «Я всегда вижу ангелов, которые приходят к этому дому и приносят лестницу высотой от земли к небу. Я не могу не радоваться, что сейчас  тело принесут, опустят в землю, а душа полетит по этой лестнице к Господу. А я буду хоть ночью отдыхать в этой могиле,  подумаю ночью о смерти, о Воскресении».

Вот как радовались святые люди о Воскресении – святой радостью жизни нестареющей; потому и преподобный Серафим пел: «Христос Воскресе».


Итак, дорогие братья и сестры, вот почему я сказал: «какая радостная беседа будет сегодня».  Хотел привлечь ваше внимание к тому светлому лику человека, Ангела земного и человека Небесного, Серафима во плоти, который радовался радостью жизни нестареющей.

Мне хочется, чтобы вы и я возобладали этой радостью, а это возможно, если всегда будем в общении с Господом и с людьми, если для восприятия Господа будем держать дверь открытой, если будем иметь любовь к ближним и  память Воскресения. Тогда ни смерть, ни война, ни несчастия стихийные и общественные не разлучат нас от этой радости небесной.

Этой радости желаю молитвенно и заканчиваю словами: «Радуйся, радость наша, преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас и испроси нам твою неземную, небесную радость».

Аминь.


2 января 1916 года


  Текст и фото подготовлены совместно с Домом-музеем Великой княгини Елизаветы Феодоровны.




Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru