Создание приюта для девочек, оставшихся без родительского попечения, их воспитание в христианском благочестии – одно из главных направлений служения Великой княгини Елизаветы Феодоровны.
Создание приюта
Приют был учрежден в Марфо-Мариинской обители в 1909 г. В нем воспитывались 18 детей, преимущественно взятых с Хитрова рынка — одного из самых неблагополучных городских районов.
Поначалу приют располагался на Пятницкой улице, а на школьные занятия и церковную службу дети ходили в Обитель.
Но совсем скоро приют переехал на территорию Обители. Сестра Великой княгини, принцесса Виктория Баттенбергская, посетившая Обитель в 1909 году, писала: «Несколько особняком от главной группы зданий стоял приют для девочек-сирот, которые воспитывались под руководством священника (о. Митрофана Сребрянского — он раньше был полковым священником в одном из полков Эллы). Вместе со своей семьей и маленькими девочками он поселился в обительском доме священника».
В 1911 г. был выстроен новый корпус общежития на территории Обители (его называли Морозовским, т. к. он был построен на деньги М. Ф. Морозовой и ее наследниками Колесниковыми).
В этом здании находились: кладовые (внизу), мастерские, как, например, швейная, обшивающая только сестер, вообще, насельниц обители. Послушание здесь несут те же сестры, которые поют в хоре.
На 1-м этаже Морозовского корпуса разместился приют для девочек. Через площадку широкой парадной лестницы проходим в приют на 18 девочек — круглых сирот, из которых многие, конечно, совсем останутся при обители.
Помещение приюта высокое, обширное, масса воздуха, света, чистота, но, как и везде в обители, самая строгая простота, никакой роскоши, никаких излишеств. Рядом прачечная, где девочки сами занимаются стиркой. Об этом в 1911 г. писала газета «Московские ведомости».
Воспитанницы
В 1911 г. Марфо-Мариинская обитель милосердия приняла на воспитание 18 сирот из разных уголков России, среди которых была 11-летняя Прасковья Петрова. Перед ней открылся новый мир христианской доброты, сердечности, подвижнического труда.
О первых днях своей жизни в приюте воспитанница вспоминала так: «В обитель попали как раз на Рождество. Привели нас в трехэтажное здание. Два верхних этажа занимали сестры милосердия. А нижний был отдан под приют. Всего нас, сироток, собралось в том году со всей России 18 человек. Помню, как в первый же вечер позвали нас в столовую. Там уже стояла высокая елка, украшенная красивыми игрушками. Пришли все сестры. Вскоре появилась и Великая княгиня. Нас сразу же ей представили: "Вот девочки из Уфимской губернии". Так получилось, что при этих словах я оказалась рядом с Великой княгиней. Она обняла меня за плечи, а потом спросила: "Какую хочешь с елочки игрушку?" Я глазами сразу наверх: "Хочу колокольчик". Великая княгиня - к сестрам: "Сестры, сестры, давайте большую лестницу". И вот одна из сестер - хорошо помню ее длинное серое платье - полезла наверх, а я наблюдала: ту ли игрушку она берет. А еще через несколько секунд я из рук Великой княгини получила и сам колокольчик. Так произошло мое знакомство с Великой княгиней Елизаветой Феодоровной».
После выпуска из приюта бывшая воспитанница Параскева стала сестрой милосердия, несла послушания в аптеке при Обители. А затем вышла замуж за художника Павла Корина и стала известным реставратором.
Постепенно приют расширялся. По окончании образования и практической подготовки девочкам подбирали рабочее место. В этом следовали общей цели приюта и всех учебных учреждений Обители – выпустить в жизнь человека с правильным нравственным воспитанием, крепкою верою в Бога, чистого душою, неизбалованного, знающего ремесло уже настолько, чтобы сразу уметь самостоятельно зарабатывать.
В дореволюционном документе «Учреждения и послушания Обители» было указано, что воспитанниц готовили по следующими направлениям: воспитать развитую, нравственную и знающую дело прислугу в дом и подготовить хорошую горничную или няню с шитьем. Для этого их учили кулинарному и прачечному делу, уходу за помещением и одеждой, детьми, шить, чинить, рукодельничать.
Живя в приюте, воспитанницы начинали сами зарабатывать, стирая на две артели мальчиков в 80 человек. Образование шло по программе церковно-приходской школы, имелась в приюте и своя отдельная библиотека.
Девочки посещали обительский храм, а духовник Обители отдельно от занятий довольно часто вел в приюте беседы. Каждый год производился экзамен в приюте, который показывал, что начатое дело в приюте наладилось и успешно.
Обращалось внимание и на физическое развитие детей: в течение года они обучались элементарной гимнастике; во время летних каникул уже второй год подряд они жили в Рязанской губернии, в имении Лакаш Е.Ф. Беклемишевой, предоставившей приюту помещение и бесплатное содержание.
Великая княгиня интересовалась и чужим опытом привлечения детей к труду. В 1913 г. она осмотрела устроенный священником И.Н. Лихачёвым огород при Матросской богадельне для работы в нем детей улицы.
В 1914 г. в Обители действовала больница, дом для бедных чахоточных женщин, амбулатория, аптека с бесплатной выдачей лекарств, приют для девочек, воскресная школа, библиотека. Все эти учреждения обслуживались сестрами милосердия и действовали на благотворительной основе.
В 1914 г. Комитет Великой княгини принял решение об открытии ряда учреждений для сирот, в частности, приюта грудных детей им. Ижболдиной (по улице Большая Ордынка, д. 68). Также утверждается смета Марфо-Мариинского приюта на 300 детей.
В 1914 г. на территории Обители был приют для 18-ти девочек круглых сирот, готовящихся в будущем поступить в сестры. В случае, если бы у них не оказалось нужного призвания, им планировалось найти работу, так как им была дана основательная подготовка, даже медицинская.
Заботясь о духовном просвещении и воспитании, Великая Матушка открыла при Марфо-Мариинской обители библиотеку, в которой только книг религиозно-нравственного содержания насчитывалось до 2000 томов.
К 1915 г. в этом приюте жили 22 воспитанницы.
Современная история
Вместе с возрождением Марфо-Мариинской обители милосердия был воссоздан и приют-пансион для девочек. «Положение о приюте-пансионе постоянного пребывания для девочек»утверждено Святейшим Патриархом Алексием II и согласовано с Комитетом по делам семьи и молодежи Правительства Москвы в 1999 г.
В 2006 г. в приюте воспитывалось 12 детей, после завершения реконструкции корпуса - 16 девочек в возрасте от 4 до 15 лет. Воспитанницы поступили в приют из разных регионов России. Это дети из семей, находящихся в сложной жизненной ситуации: у одних – родители с инвалидностью, другие – социальные сироты.
В 2011 г. приют был преобразован в Елизаветинский детский дом.
Подготовлено совместно с сотрудниками Дома-музея Великой княгини Елизаветы Феодоровны.
____________________________________________
Больше новостей из жизни Марфо-Мариинской обители — в Telegram-канале «Марфо-Мариинская обитель милосердия», в группе в Facebook, VK и аккаунте в Instagram.
Чтобы получать самые актуальные новости на свою почту, подписывайтесь на рассылку.