Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Иконография

03.09.2018
Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Иконография

В православии икона является не просто украшением храма или предметом богослужебного обихода. Христианская икона по своему первоначальному замыслу является Евангелием в красках: «Что [в Евангелии] изображено посредством бумаги и чернил, – пишет преподобный Феодор Студит, – то на иконе изображено посредством различных красок или какого-либо другого материала».

Мы часто обращаемся за помощью к святым угодникам, явившим миру праведную жизнь по христианским заповедям. Приобретаем изображение близкого по духу святого или идем в церковь, чтобы со свечей в руках обратиться к нему за помощью. Произносим молитву или просто своими словами просим о заступничестве. Однако само по себе каноническое изображение святого по своей сути является молитвой, ибо показывает через символику цвета и изображаемых предметов исповеднический подвиг праведника. Впервые увидев икону на аналое, верующий уже понимает, кто перед ним - святитель или мученик, епископ-проповедник или прославивший Христа воинским подвигом человек.

Чаще всего святых первых веков изображают единообразно в соответствии не только со строгими канонами, но уже с установившейся за тысячелетия традицией. А вот на иконах исповедников и мучеников ХХ века часто есть различия, ведь единый образ изображения еще не выработан. Предлагаем читателям рассмотреть те детали на иконах преподобномученицы Великой княгини ЕлисаветыФеодоровны, которые открывают нам всю глубину ее христианского подвига.

Великая княгиня ЕлисаветаФеодоровна, первая настоятельница и основательница Марфо-Мариинской Обители милосердия, была прославлена в лике преподобномученицы Русской Православной Церковью в 1992 году.

Преподобные – это святые, прославившие Христа своим монашеским подвигом. Чаще всего на иконах они изображены в монашеском облачении в полный рост (икона 3). В левой руке (ведь правой совершается крестное знамение) они держат четки, символ молитвенного подвига (икона 6). Фоном для икон этого типа зачастую служит панорамное изображение обители, в которой подвизался святой.

Неизвестно, принимала ли преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна иночество, и поэтому на многих иконах, где Великая княгиня изображена со своей последовательницей и келейницей преподобномученицей инокиней Варварой, одежды этих двух святых жен различаются. Святая инокиня облечена в иноческое одеяние, а преподобномученица Елисавета - в форму крестовой сестры (икона 1 и 2) 

Чин крестовых сестер был разработан Великой княгиней с помощью священника Сергия (Сребрянского),ныне прославленного в лике преподобноисповедников, и других духовных лиц.

В далеком 1910 году в домовом храме Марфы и Марии Марфо-Мариинской обители епископ Трифон посвятил Великую княгиню и 17 других подвижниц в крестовые сестры любви и милосердия.

Крестовые сестры объединяли в себе служение сестер милосердия – помощь ближним и нуждающимся – и молитвенное служение монашествующих. Находясь в России более 20 лет, Великая княгиня понимала необходимость оказания не только социальной, но и медицинской помощи. Однако бывшая немецкая принцесса, принявшая православие и скрупулезно изучившая всё основание веры, также понимала, что без молитвы, без обращения к Богу все труды будут тщетными.

По уставу Марфо-Мариинской обители от 1 апреля 1911 года, крестовая сестра по желанию и с согласия духовника Обители (отца Митрофана Сребрянского1) могла принять иночество. Таким образом, например, ближайшая подруга и келейница Великой княгини, последовавшая за ней в Алапаевск, была инокиней Марфо-Мариинской обители.

Стоит также заметить, что на иконах праведники также часто изображены с характерным жестом - открытой ладонью, обращенной к молящимся. Праведный человек всегда открыт для людей, в нем нет никакого лукавства, никакой тайной злой мысли или чувства. Чистота и честность, милосердие к ближнему, ревностное исполнение своего служения и передает такое символичное движение руки. (Икона 4 и 5)

Мученики - это святые, претерпевшие насильственную смерть, отказавшись отречься от Христа Спасителя. Они продолжают апостольское служение, подражают тем 12 ученикам Христовым, которые были убиты за отказ предавать веру в Святую Троицу. И поэтому на иконах мученики всегда держат в руках крест (икона 6 и 7).

Канонически мучеников также изображают в красном облачении или на красном фоне, ибо красный в православной иконографии символизирует как мучения и жертву Спасителю, так и Воскресение, победу жизни над смертью. В красном облачении священники служат на Пасху и в Пасхальные седмицы, а также в торжественные празднования почитаемых мучеников.

18 июля 1918 года ЕлисаветаФеодоровна претерпела мученическую кончину. Вместе с инокиней Варварой и другими членами царской семьи она была сброшена в угольную шахту близ города Алапаевска.

Впрочем, Преподобномученицу практически никогда не изображают на иконах в красных одеждах, и лишь очень редко можно найти красный фон на иконах, хотя иногда складки на облачении имеют красный оттенок.

Чаще всего мы увидим изображение преподобномученицы в облачении крестовой сестры с деревянным крестом на груди – именно такой носила настоятельница Марфо-Мариинской обители при жизни (икона 4 и 5).

Однако первое, что чаще всего бросается в глаза на иконе святой Елисаветы– небольшой белый храм, который она держит в руках. Таким образом, любой молящийся, незнакомый с житием святой праведницы, может распознать в ней настоятельницу и основательницу святой Обители, ныне ставропигиального монастыря (икона 7 и 8).

Но нередко на разных иконах Великая княгиня держит совершенно разные, непохожие друг на друга, церкви. В чем дело? Покровский собор Марфо-Мариинской обители был выстроен архитектором Щусевом в оригинальном и совершенно особом стиле. Ему удалось совместить архитектуру древних христианских церквей с тем веянием в искусстве, который царил в России в начале ХХ века. Православная обитель просуществовала не более 10 лет (территория была окончательно закрыта только в 1925 году, но уже вскоре после ареста Великой княгини службы в соборе пришлось прекратить). Возможно, поэтому внешний облик Обители для многих иконописцев до сих пор остается неизвестным, и они не предают столь важного внимания деталям архитектуры, предпочитая изображать лишь символически стандартный однокупольный храм.

В завершении отметим, что для иконы нехарактерно деление на время и пространство. Часто можно увидеть события нескольких дней или даже целой жизни святого, последовательно изображенные на заднем фоне или в клеймах.

Так, на иконе преподобномученицы часто изображены два храма – ею основанная Марфо-Мариинская обитель и храм Марии Магдалины в Иерусалиме, куда мощи Преподобномученицыбыли перевезены в 1920 году, где они и покоятся до сих пор.

Всего лишь одна деталь, один штрих, но как много они говорят о святом! Мы можем узнать о его служении, главном подвиге, о жизненном пути и о ближайших подвижниках прославленного праведника, получить его благословление или наставление. Как в жизни по деталям жестам мы можем догадаться об эмоциях и мыслях человека, так и каноническая икона, если мы умеем понимать ее символику, живо передает нам мысли и чувства святых.

___________________________

1 С советское время священник вместо со своей супругой принял монашество с именем Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского.

Татьяна Энтина

Фотографии
  • Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Иконография
  • Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Иконография
  • Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Иконография
  • Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Иконография
  • Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Иконография
  • Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Иконография
  • Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Иконография
  • Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Иконография

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com