Праздник Преображения Господня в Марфо-Мариинской обители
×

Праздник Преображения Господня в Марфо-Мариинской обители

22.08.2023
Праздник Преображения Господня в Марфо-Мариинской обители

В праздник Преображения Господа Иисуса Христа раннюю Божественную литургию в храме святых праведных Марфы и Марии совершил иерей Александр Ильинский.

Литургию в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители совершил иерей Дионисий Денисов в сослужении иерея Алексия Голубева и диакона Ильи Мамыкина.

По окончании богослужения было совершено освящение плодов.

Отец Дионисий произнес проповедь:

«Преображение Господне – это удивительное и многогранное событие.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали такие слова: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними» (Мф 17:1-2).

Что же произошло за шесть дней до Преображения? Была удивительная беседа, когда Господь спросил своих учеников, за кого Его люди почитают люди. «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков», – отвечали апостолы (Мф 16:14). Когда же Христос спросил апостолов, за кого они сами Его принимали, то апостол Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога живаго» (Мф 16:16).

Тогда Господь открыл своим ученикам, что очень скоро Он будет предан иудеями на смерть, Его будут хулить, бить и распнут. И Он умрет и воскреснет. А Петр стал противоречить Иисусу, говоря: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф 16:22). Господь порицает слова Петра, указывает, что он рассуждает по-земному, а не думает о небесном. И Христос также прибавляет: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф 16:22).

Проходит шесть дней, Господь берет с собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна, поднимается вместе с ними на гору Фавор и совершает пред ними чудо, удостоверяя их, что Он действительно сын Бога Живаго, Который пришел в мир, чтобы спасти нас, что Он «Свет от Света, Бога Истина от Бога Истина» (Символ Веры – прим. ред.).

10.JPG

Священники Марфо-Мариинской обители

Об этом свидетельствует святоотеческое предание, которое выражается в тексте праздничного кондака: «На горе́ преобрази́лся еси́, и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́, сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша, да егда́ Тя у́зрят распина́ема, страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное». То есть когда ученики увидят Христа в страданиях, то будут знать, что это страдание, на которое Бог идет по своей воле.

Господь неспроста берет с собой трех учеников, ведь свидетельство трех человек достаточно, чтобы описываемое событие было достоверным. Петр – адамант, показавший твердость в вере. Иаков – первый, кто предал свою жизнь за Христа. Иоанн – апостол, который прожил дольше всех.

Втроем они, такие разные, могли подтвердить, что увиденное ими было не миражом, не выдумкой одного человека, а истиной.

Согласно святоотеческому толкованию, свет, который исходил от Христа на Фаворе, был нетварным, не похожим на свет свечи, солнца или лампочки. Этот свет – проявление Божественной энергии.
Господь по своему существу является непреступным, непознаваемым, недоступным для нас. Но в Преображении Он явил нам себя, предлагая общение в Своих Божественных энергиях – это именно то, что мы называем благодатью Божией, которая пронизывает весь мир.

И Господь призывает нас стать ее причастниками.

Каждая Литургия начинается со слов «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». В Церкви мы имеем возможность приобщиться к вечному Царству, свидетелями которого стали апостолы на Фаворе. Иисус Христос открыл им то, что Он всю свою жизнь скрывал – от сатаны, от людей ради того, чтобы наше спасение было Им совершено.

Апостол Петр исповедовал Христа «Сыном Бога Живаго» (Мф 16:16). Но, скорее всего, до Преображения ученики Христа до конца не понимали, Кто перед ними. Согласно святым отцам, Преображение показывает нам наиболее яркое богоявление – Господь в наибольшей славе являет Себя людям.

20.JPG

В Покровском храме Марфо-Мариинской обители   

В церковном календаре праздник Преображения совершается ровно за 40 дней до праздника Воздвижения Креста Господня. То есть все происходит так, как и в Евангельской истории – Преображение совершается за короткий срок до Христовых страданий.

Преображение Господа – такая же величайшая слава, как и Его пребывание на кресте.

Слава через страдания – апостолам это было непонятно. Апостол Петр даже отговаривал Христа. А ведь Он к этому шел и уверял апостолов, что Его слава может быть выражена, получена, дарована людям только через Его предстоящие страдание, смерть и воскресение.

Преображение и Успение – два праздника, завершающие лето. Сейчас, когда мы с вами стремимся погреться под солнечными лучиками теплого времени года, которое в нашем регионе такое краткое, Господь предлагает нам согреться у Него.

Он призывает к себе всех, кому тяжело, кто находится в беде, кто поражен горем. «Придите ко мне, – говорит Господь, – и я утешу вас, помогу вам». У каждого из здесь присутствующих есть свой опыт причастности Божией благодати.

Апостолы, которые стали свидетелями унижения, страдания и смерти Христа, конечно, укреплялись памятью о том, что они видели, Кем является Христос – они могли понять, что Он добровольно согласился на страдания, земные скорби и гонения. Эти страдания и самих апостолов в скором времени настигли, но они понимали, что эта боль временная и, по сравнению с Царством Небесным, она ничего не стоит.

Память о Преображении Господнем должна помогать и нам. По слову святителя Григория Паламы, мы тоже должны просветиться, наша душа должна стать вместилищем Духа Святаго. Именно в этом и есть цель христианской жизни. И тогда, как доказывает преподобный Серафим Саровский, человек сможет светиться еще здесь, на земле.

Христианство –– это не свод нравственных правил или каких-то постановлений. Христианство – это путь в Царство Божие. С одной стороны, это радостный путь, потому что Господь нам помогает. С другой – это путь скорбный, потому что мы восходим на крест.

26нререг.jpg

Иерей Дионисий Денисов, диакон Илья Мамыкин

Каждый, кто хочет преобразиться, неизбежно должен пострадать. Славы без страдания не бывает. Господь прошел этот путь до нас, и мы призваны пройти испытания и скорби с памятью о том, что Сам Христос нас укрепляет, защищает, Он Жив и непрестанно пребывает с нами. Он готов нам даровать гражданство в Своем Царстве Небесном. Он готов нас просветить – в книге Апокалипсиса, написанной апостолом Иоанном, говорится, что праведники будут в Царствии Божием сиять, как светильники, просвещая это царство Христовым светом.

Хочу еще раз напомнить, что необходимым условием нашего пути восхождения в Царство Небесное является молитва. К сожалению, многие ей пренебрегают.

Церковная жизнь – это исполнение заповедей Божиих, это посты, то есть воздержание. Но при этом мы должны уповать на Бога, посвящать Ему все, что мы делаем, всегда пребывать в памяти о Нем. А молитва – это стремление к Богу. Сам Господь Иисус Христос молился, показывая нам пример.

Будем стараться быть прилежными в молитве, никогда не пропускать ее – ни келейное правило, ни общественное, то есть Всенощное бдение и Литургию.

Потому что, если мы с вами не преобразимся, в Царство Божие войти мы не сможем».

Затем в саду Обители прошло праздничное чаепитие для прихожан.

Накануне в Покровском соборе было совершено Всенощное бдение.

Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru