Пост – важная составляющая нашей духовной жизни. Но разобраться, почему он иногда дается так трудно, кому-то поможет и психология. Наш корреспондент задала психологу Елене Мораш, директору Центра семейного устройства Марфо-Мариинской обители, наиболее распространенные вопросы о проблемах, с которыми человек сталкивается во время поста.
Что делать, если, отказавшись от привычных продуктов и развлечений, во время поста впадаешь в уныние, и почему так происходит?
– Если брать только психологический аспект поста, то его суть – ограничения, которые являются важной частью нашей жизни. Вся система воспитания – это трансляция родителями неких правил, в которых обозначено, что можно или нельзя, и принятие ребенком этих правил, т.е. ограничений. Ведь маленький ребенок не может самостоятельно понять, что опасно, а что нет. Или, что сейчас важнее сделать, а реализацию какого желания можно отложить. Только взрослея, он научится выстраивать иерархию и отделять главное от второстепенного, понимать зону безопасности.
Мудрость родителей заключается в том, чтобы не «перегнуть палку» с ограничениями, и в то же время не допустить вседозволенности. Помогает в этом интуиция и любовь. Но в жизни редко бывает все идеально. Родитель имеет свой опыт, систему убеждений, свои проблемы. И все это будет влиять на воспитание.
Как правило, трудности в принятии ограничений бывают у тех детей, а затем и взрослых, кто рос в ситуации лишения чего-то важного для себя, неудовлетворенности важных потребностей. Или у людей, которым недостаточно ясно транслировали, что можно делать, а что нет, что является хорошим поступком, а что плохим.
Дети, которые имели достаточно любви, поддержки, свободы и систему ясных правил, обычно спокойно принимают ограничения. То же самое касается и взрослых. Поэтому, делать что-то специально для того, чтобы не впадать в уныние при ограничениях – бесполезно. Важнее понять – чего мне не хватало до сих пор и как сейчас, уже будучи взрослым, я могу восполнить этот дефицит?
Как сохранить мир с близкими во время поста, ведь в это время люди чаще становятся раздражительными?
– Повышенная раздражительность – прямое следствие ограничений. Потому что появляется дополнительная нагрузка к нашей и так непростой жизни. Устал, нездоровится, нервы на работе не выдерживают, конфликтные отношения, эмоции не выражаются конструктивно, а подавляются – это все поводы к накоплению агрессии, которая в свою очередь также подавляется. В таком случае все силы уходят на ее сдерживание, и человек истощается. А тут еще пост. Долго держать внутри раздражение не получится, оно где-то да прорвется. Прорывается чаще всего на близких, кажется, что с ними можно, они стерпят.
Все это происходит на самом деле от формального отношения к посту, от соблюдения внешних условий. Но, мы сейчас и говорим именно о психологических аспектах поста без углубления в сферу духовной жизни человека.
Еще одним стимулом к раздражению является вина, которая всегда возникает в случаях, если агрессия прорвалась. Начинается самобичевание, оценка себя как плохого христианина, родителя, супруга. Жить с осознанием собственной никчемности сложно, это рождает много тяжелых чувств и, как следствие, раздражение.
Эмоция агрессии всегда является верхушкой айсберга, активным ответом на какое-то другое чувство. Что делать? Научиться правильно и вовремя выражать ВСЕ чувства, в том числе и негативные. Это очень хорошо делать прямыми словами: «Я очень устал, на работе было много напряжения, я боялся не справиться» и т.п. Правильные слова, в которых нет оценки других людей, всегда действуют положительно.
Как лучше максимально адекватно рассказать детям, что такое пост и зачем он нужен?
– Многое будет зависеть от того, какой ребенок и какая семья. Все очень индивидуально. Основное правило– ребенка воспитывают не слова, а то, что он видит и чувствует в семье.
Если он видит холодное формальное исполнение правил – результатом будет сопротивление. Либо в активной, либо в пассивной форме. Основная задача развития ребенка – не в том, чтобы он много знал, хорошо учился, был правильным, а в том, чтобы развивать в нем морально-нравственные основы.Морально-нравственное развитие сейчас очень страдает, в лучшем случае подменяется внешними формами, в худшем – отсутствует.
Дети (да и взрослые) не знают, что такое совесть. Не слышат этого голоса внутри себя, не отличают добро от зла. Поэтому, нужно задать вопрос прежде всего себе, слышу ли я голос совести, в каких конкретно ситуациях он звучал? Точно ли это он, а не самобичевание? Не ответив себе на эти вопросы, невозможно объяснить и ребенку – что такое пост и зачем он нужен. И, конечно, в таком случае никакого поста у него не будет. А будет только формальное соблюдение правил, чтобы мама не ругала.
Как не осуждать, не злиться на родных, если постишься в одиночку, а близкие пост не соблюдают?
– Но это же выбор самого постящегося. Важен мотив: что движет мной, для чего я пощусь. Если это не мое желание, а просто долг, то результатом будет сопротивление, которое подавится, потому что нужно быть хорошим христианином. И тут рядом родные, которые все себе позволяют, не хотят быть хорошими, не чувствуют вины. Конечно, сложно не разозлиться.
Задайте себе вопрос – для чего я пощусь? И честно ответьте на него. Если для того, чтобы отдать долг и быть хорошим, то вы не поститесь, к сожалению, а выясняете неразрешенные с детства внутри себя проблемы.
В пост хочется больше времени уделять молитве, чтению святых отцов, но нет сил, сложно найти свободное время. Есть способ изменить эту ситуацию?
– Если человек по-настоящему хочет, время обязательно будет. А хочет он, если ему интересно, и тогда для этого дела рождается жизненная энергия. Мы с вами хорошо знаем, что скорее всего ни один человек не откажется от душевного общения с близкими людьми, и он не будет уставать от него, наоборот, наберется сил.
И захватывающую книгу мы будем читать до полуночи, потому что интересно. Я не говорю, конечно, о тех случаях, когда человек не любит читать.
А если святых отцов не очень хочется читать и нужно себя пересиливать, то скорее всего нет личного интереса. Потому что при поиске ответов на важные вопросы, вы будете не просто читать, а будете тратить очень много энергии на то, чтобы докопаться до истины.
Еще при чтении святоотеческой литературы возникает проблема восприятия сложных текстов. Способность читать сложные тексты воспитывается с детства. Если мы в школе читали, например, русскую классическую литературу, затем изучали научную литературу, когда получали высшее образование, так как наша профессия нам по-настоящему интересна, то проблемы со сложными текстами не возникнет скорее всего. Наоборот, святоотеческая литература станет источником знаний.
О молитве говорить сложнее, потому что это общение с Богом. Для того, чтобы общаться с Богом, нужно с Ним встретиться. Для этого важно освободить себя от мирских установок, убеждений, и понять кто ты, какова твоя главная жизненная цель. Это серьезная и очень важная задача, которая может занять всю жизнь.
Беседовала Евгения Лобаева