Среди почти 300 русских православных святых есть немало женщин. К ним в молитвах постоянно обращаются по различным жизненным вопросам, а в их житиях находят утешение и укрепление своей веры.
Среди наиболее известных женщин-святых, жития которых хорошо знает каждый христианин, можно выделить блаженных Матрону Московскую и Ксению Петербургскую, Великую княгиню Елизавету Федоровну, святую благоверную Февронию...
В этом материале расскажем вам о тех святых женщинах, о которых мы знаем чуть меньше, но чья твердость духа, вера и любовь к Богу также стали примером для всего православного мира.
Святая великомученица Варвара — святая IV века
Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был привязан к своей дочери.
Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Она училась от творений видимого мира познавать Господа Бога.
Однажды местные христиане рассказали Варваре о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы, о Его вольном страдании и Воскресении. Священник крестил ее во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.
Услышав от Варвары христианские наставления, Диоскор пришел в ярость. Несмотря на пытки, она не отверглась Христа. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем». Святую Варвару безжалостно казнил ее отец Диоскор.
Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь.
Святая великомученица Екатерина — святая IV века
Святая Екатерина родилась в Александрии. Она происходила из царского рода, получила прекрасное образование. Уже в 18 лет она умела говорить на нескольких языках, в совершенстве знала произведения древних поэтов и философов, постигла ораторское искусство.
Она приходила к мысли о том, что творцом всего окружающего ее мира должен быть некий великий разум, а не те рукотворные идолы, которым поклонялись в то время египтяне. Она была в числе самых желанных невест в государстве. Но Екатерина твердо решила не выходить замуж и до конца жизни оставаться девой.
Мать отвела ее к старцу-христианину. Тот научил ее основам веры, рассказал об Адаме, Еве, грехопадении и крестной смерти Христа. Она всем сердцем уверовала во Христа, а Он явился ей в видении и сказал, что избрал ее Своей невестой, нетленной и вечной.
В скором времени в Александрию прибыл Максимиан, соправитель императора Диоклетиана. Он разослал вестников по городам Египта созвать народ на праздник в честь языческих богов. Екатерина смело обратилась к царю со словами, в которых обличала эти бесовские заблуждения, и рассказала им о Едином Творце мира и том великом учении, которое он принес людям.
Император приказал подвергнуть святую жестоким мучениям, а затем бросить в темницу. Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху – Христу и с молитвой к Нему сама положила голову на плаху под меч палача.
Святая равноапостольная княгиня Ольга — святая X века
Княгиня Ольга — единственная русская женщина, которую причислили к лику равноапостольных святых. Ольга первая на Руси приняла христианство, еще до Крещения.
Наиболее точные сведения о ней появляются в летописях 945 года, когда погибает ее муж Игорь. Тогда же летописец Нестор описывает месть Ольги древлянам, которые были виновны в смерти князя.
С 947 года Ольга начинает править сама. Именно она положила начало каменному строительству на Руси. Княгиня старалась приобщить к христианству и сына Святослава, но тот так и остался язычником до конца жизни.
Ольга направилась с проповедью о Христе в родные Псковские земли и решила построить в Пскове храм Пресвятой Троицы, который и стал главным собором города. Святой Ольгу признали уже во времена правления Ярополка, ее внука, а в 1547 году княгиня Ольга была причислена к лику равноапостольных святых.
Преподобная Евфросиния Полоцкая — святая XII века
В миру Евфросинию Полоцкую звали Предславой. Она была дочерью витебского князя Святослава Всеславича.
Предслава с ранних лет проявляла интерес к духовной жизни, и, как только девочке исполнилось 12 лет, она отказалась от династического брака и в 1116 году приняла тайный постриг в Полоцком монастыре.
Евфросиния Полоцкая была ярким церковным деятелем своего времени. Она занималась переписыванием книг, что было очень трудоемким и длительным процессом. Она инициировала строительство женского Спасского монастыря, принимала участие в политической жизни княжества и стала знаменем борьбы половчан за свою независимость. Как писалось в «Житии», своим авторитетом она могла примирять враждующие княжеские кланы, сглаживала конфликты.
Почитать в Полоцке ее стали вскоре после смерти, но канонизирована Евфросиния была только в 1893 году.
Святая благоверная Анна Кашинская — святая XIII века
Анна родилась в семье ростовского князя Дмитрия Борисовича. В 1299 году она вышла замуж за князя Михаила Ярославича Тверского, а спустя 20 лет он был убит в Орде. Спустя годы в Орде были казнены ее сыновья и внук.
Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество и перебралась в специально выстроенный для нее монастырь. Ее уделом стала молитва за безвременно усопших близких и за умиротворение Русской земли. Здесь она и преставилась в 1368 году, удостоившись перед кончиной принять великий ангельский образ – схиму.
Почитание Анны Кашинской началось в 1611 году, когда были обнаружены ее останки в кашинской церкви во имя Пресвятой Богородицы.
В 1650-м году она была канонизирована, но уже в 1677 году, в рамках борьбы с двоеперстным крещением, была проведена деканонизация, а житие святой Анны – предано анафеме. Только в 1909 году императором Николаем II было дано разрешение на повторную канонизацию.
Сегодня святая благоверная княгиня Анна Кашинская остается верной спутницей и заступницей вдов и сирот, подавая утешение всякому скорбящему христианскому сердцу.