Патриарх Тихон: «Весна - образ нашего обновления».
×

Патриарх Тихон: «Весна - образ нашего обновления».

05.05.2015
Патриарх Тихон: «Весна - образ нашего обновления».
 Весною из года в год совершается обновление всей природы. Солнце, так мало дававшая теплоты зимою, теперь начинает сильно греть. Воздух становится теплым. Воды сбросили с себя ледяные оковы. Снег, покрывавший землю, превратился в воду. Всюду - ручьи и потоки, и земля омывается ими. Когда спадут весенние воды, земля покрывается богатого растительностью. Это уже не мертвая снежная равнина: нет, это как бы сплошной зеленый ковер, на котором в обилии разбросаны прекрасные цветы. Деревья также одеваются в богатую листву и покрываются цветами. В воздухе ощущается благоухание, слышится почти неумолкаемое пение птиц. Всюду замечается пробуждение от долгого сна, жизнь обновляется. Чувствуется радость при одном взгляде на природу в весеннее время.

 Человек, как существо разумное, должен в этом обновлении почерпать себе назидание и урок. Ведь природа есть творение Божие, и в ней отражаются премудрость, всемогущество и благость Творца. Природа - это, раскрытая книга, написанная перстом Божиим. Посему книгу эту нам нужно читать, изучать, нужно умудрять себя ей во спасение. Так и делали святые божии человеки. Они, созерцанием красот природы не только услаждали свое сердце, но и просвещали свой ум, питали и возвышали свою Чему же можно научиться из созерцания природы в весеннее время, когда она так привлекательно раскрывается пред нами? Многому и очень многому. Весеннее обновление природы может напоминать нам и творение мира, когда все было так полно жизни, богатства сил, веселия и радости. В этом обновлении мы можем видеть также и предизображение будущего славного воскресения нашего из мертвых и обновления всего мира. Но, кажется, яснее, живее и поучительнее всего в весеннем обновлении; природы изображается наше внутреннее обновление возрождение, наше духовное воскресение от смерти греховной к новой, благодатной жизни во Христе.

 В самом деле, весною вся природа как бы пробуждается от долгого сна; - и наша душа, когда на нее воздействует благодать Божия, пробуждается от сна греховного. Весною природа обильно освещается светом солнечным, согревается теплотою лучей его и, доселе мертвая и безжизненная, оживает и возрождается; - и душа наша, доселе мертвая и бесчувственная - ко всему доброму и святому, перерождается, делается новою, когда озарит ее свет Христов, и согреет теплота благодати Св. Духа, становится новым творением, созданным во Христе на дела благие. Весною солнечные лучи разогревают землю, превращают снег и лед в воду, и земля омывается от разных нечистот, находящихся на ее поверхности, водою; - и благодатный свет Божий проникает всю грешную душу нашу, обнаруживает ее неприглядное состояние и вызывает в нас „потоки вод" (Пс. 118, 136) - слезы раскаяния, которыми и омывается наша скверна греховная. Весною земля, согретая солнцем, размягченная водою, проявляет таившуюся в ней жизнь, делается способною произращать всякие семена, травы и цветы и приносит остальные плоды; и в нашей душе при животворном действии Духа Божия воскресают скрытые семена добра, и она украшается благоуханными цветами христианской добродетели, украшается тем, что истинно, честно, справедливо, чисто, любезно, достославно и похвально (Филнп. 4, 8).

 Отчего весною природа оживает и обновляется? От увеличения на земле света и теплоты солнечных. Но это увеличение их происходит не оттого, что весною солнце ближе к земле, чем зимою. Ученые (астрономы) заметили, что весною оно бывает даже дальше от земли, чем зимою. Обилие же света и теплоты происходит оттого, что земля весною становится в другое положение к солнцу. Зимою та часть земли, на которой мы живем, несколько отворачивается от солнца, находится в отношении к нему в косвенном положении, а потому и лучи солнечные только скользят по земной поверхности, не проникая в глубь ее, не производя благотворной и живительной теплоты. Весною же земля обращается нашею стороною прямо к солнцу, и солнечные лучи прямо ударяют на нее, производят в ней теплоту, разрушают зимний покров и оцепенение земли и возбуждают в ней жизнь. Вот отчего - весна: от прямого обращения земли к солнцу. Откуда же происходит весна духовная, обновление человека?

 Душа человека - грешника, как земля зимою. Бесчувственна и безжизненна не оттого, что солнце правды - Христос Бог наш - далеко от нее. Нет, к грешнику милосердый Господь не дальше, чем и к праведнику. Но оттого она мертва духовно, что, возлюбивши грех, она сама отвратилась от лица Божия, удалилась от него „на страну далече" и огрубела в злых навыках, так что все действия благодати Божией, столь благотворные и живоносные для душ верующих, по душе грешника только как бы скользят, не затрагивая сокровенной глубины ее. Что же нужно делать человеку, чтобы выйти из пагубного состояния смерти духовной? обратиться к Богу, как земля обращается к солнцу, и тогда милосердый Господь осветит и согреет нашу грешную душу Своею всесильною благодатью, возродит и обновит ее, как весною солнце возрождает землю.

 Ведь Христос Спаситель для того и приходил на землю, для того и учил, страдал, умер и воскрес, чтобы спасти нас погибших, чтобы воскресить нас от смерти, греховной, возродить в новую, благодатную жизнь. Для этого Он ниспослал и Духа Святого, который все созидает и обновляет (пс. 103, 30); для этого Он учредил на земле и Церковь свою. Ужели же мы не захотим воспользоваться всем этим, не захотим быть в единении со св. Церковью? Ведь она есть сокровищница благодатных сил и даров Св. Духа; в ней - наша жизнь, живая вода от приснотекущего источника, наше очищение, освящение, исцеление и помощь. В самом деле, Церковь подает все, потребное для жизни духовной. Так, человек - грешник нуждается в возрождении, - Церковь в таинстве крещения и возрождает его в новую, благодатную жизнь.

 Возрожденный нуждается в силах для прохождения новой жизни, все равно как дитя, рожденное на свет, нуждается в воздухе, тепле и проч., - и опять Церковь в таинстве миропомазания сообщает благодатные силы к животу и благочестию (2 Кор. 1, 3). Человек возрожденный нуждается в духовной пище, - Церковь и предлагает ему в таинстве Евхаристии Тело и Кровь Христа. Он нуждается в излечении немощей своих, - Церковь и врачует эти немощи духовные и телесные в таинствах покаяния и елеосвящения. Посему, кто хочет обновляться и исполняться Духом Божьим, - (а кто же из верующих не хочет этого!) - тот должен находиться в тесном единении и живом союзе с Церковью Христовою, почерпая в ней все, потребное для спасения. В противном случае, как ветвь, отломившаяся от дерева, засыхает, и как член, отрезанный от тела, истлевает, так и человек - христианин, если отделится от св. Церкви, которая есть Тело Христово (Еф. 1, 23), замирает духовно и погибает. Как при потопе погибли все, кто не находился в ноевом ковчеге так угрожает гибель и всем тем, кто не находится в новозаветном ковчеге - Церкви Христовой.

 Пусть особенно запомнят это наши «упорствующие», которые не хотят быть в единении со святою православною Церковью и тем добровольно лишают себя безценных благ.

 Сколько раз чадолюбивая мать Церковь, хотела собрать их, как птица собирает птенцов своих под крылья, а они упорствуют! Сколько раз Церковь просила и молила их об обращении ради блага самих же их, и, однако, они, заблуждающиеся, противятся гласу ее! Непокорные дети! После каждого нового противления святой Церкви усиливается ожесточение их и холод духовные, подобно тому как, с наступлением зимы со дня на день увеличиваются холода, ужели им нравится и приятен этот холод, - безблагодатное их состояние?! Хотя бы научились они у неразумной природы. Пусть посмотрят, как земля наша весною обратилась к солнцу, и как все, благодаря этому, ожило и зацвело! Пусть же обратятся и они к солнцу правды - Христу Богу нашему и вступят в единение с православною Церковью, им учрежденною на земле. И тогда милосердый Господь не отвратит лица Своего от них, а еще оживотворит их Своею благодатью чрез посредство святой Церкви. Сие буди и буди!

 Архимандрит Тихон

 Журнал Беседа № 10, 15 мая 1893 г. Варшава

 Источник: pstgu.ru

Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru