В год 100-летия мученического подвига Великой княгини Елисаветы Феодоровны предлагаем вниманию читателей статью Изольды Кучмаевой1, основательницы Государственной академии славянской культуры, посвященную паломничествам Преподобномученицы по святым местам России.
В первой части статьи, озаглавленной "Царственная паломница2", автор рассказывается о предпосылках посещения Великой княгиней Сергиевого скита, некогда расположенного неподалеку деревни Мстихиной Калужского уезда.
Паломничество великой княгини Елисаветы Феодоровны неповторимо, уникально. Можно с полным основанием утверждать, что почти всё время, свободное от благотворительных трудов, посвящалось великой княгиней паломническим поездкам по России.
Троице-Сергиеву Лавру, Оптину пустынь, Саввино-Сторожевский монастырь, Смоленскую Зосимову пустынь, Белогорский монастырь, Тихонову пустынь, Соловецкий, Саровский, Новоиерусалимский монастыри, обители, расположенные возле древних поволжских, псковских, нижегородских поселений, неоднократно посещала Царственная паломница.
Почему паломнические поездки были так притягательны для великой княгини? Прежде всего потому, что позволяли на некоторое время обособить аскетическую молитву в келье от служения в миру. Повседневная жизнь, наполненная заботой о ближних и дальних, оставляла для молитвы, как правило, лишь ночные часы. Это напряженное бытие, нераздельность молитвы и служения людям, разумеется, прокладывало путь к духовному восхождению Елисаветы Феодоровны. И всё же, такому беспощадно требовательному к себе человеку, как великая княгиня, необходимо было специально выделенное время для взгляда на свое бытие со стороны и глубокого молитвенного покаяния. А это было возможно лишь во время паломнических поездок, когда, на короткие мгновения, оставляя важные мирские заботы, можно было молиться и служить только Богу.
Поэтому для Елисаветы Феодоровны паломничество было, в первую очередь, школой спасения души, постоянной борьбой с рудиментами мирского во имя своего духовного призвания.
Но в феномене паломничества великой княгини есть и другая, не менее важная сторона. В этой связи следует ответить на вопрос: а чем паломничество Елисаветы Феодоровны становилось для русских людей, которые ожидали её в святых местах России?
Мало сказать, что каждая паломническая поездка великой княгини оставляла о себе добрую память. Сегодня, изучив многие архивные материалы, статьи в периодической печати дореволюционных лет, можно говорить об общерусском значении паломнических путешествий Елисаветы Феодоровны, поскольку народ уже тогда почитал ее как человека святой жизни. Каждому были очевидны добродетели Царственной паломницы: щедрость милостыни, беспредельное милосердие к больным и убогим, целомудренное немногословие, духовный такт, неутомимое молитвенное служение.
Все это и многое другое, что открывалось людям в общении с Царственной паломницей, создавало в душах и сознании образ большой убедительной силы; побуждало к облагораживанию повседневной жизни.
Воздействуя на людей кротостью и любовью, утешая их светлым и добрым взором, Елисавета Феодоровна в своих паломнических поездках становилась учителем христианских добродетелей.
Весьма интересной задачей будущих этиологических исследований может стать типологизация паломнических путешествий великой княгини, которая может быть выполнена по ряду оснований поездок: поездки, связанные с канонизацией святых; путешествия обетного характера; паломничества в царские и ставропигиальные монастыри и т.д.
Не ставя в данной статье перед собой этой важной задачи, обратим внимание на две паломнических поездки, совершенные в разные годы, в разные русские земли, но имеющие непосредственное (и опосредованное) отношение к судьбе Царственной паломницы.
Начало первой из них, состоявшейся в 1911 году, было положено в 1906 году, вскоре после гибели мужа - великого князя Сергия Александровича. В течение ряда лет великая княгиня принимала деятельное участие в обустройстве места ее грядущего паломничества, связанного с молитвенной памятью о великом князе.
Сергиев скит
В Императорском Православном Палестинском Обществе знали, что перед смертью великий князь Сергий Александрович очень хотел построить на свои средства храм в честь преподобного Сергия Радонежского, но не успел претворить в жизнь это намерение.
4 февраля 1906 года члены Калужского отдела Общества собрались в память о великом князе в годовщину его убийства. А.А. Офросимов, один из руководителей Общества в Калуге, сообщил, что к нему стали поступать предложения о пожертвовании земли и денежных средств для возведения Сергиева скита. Князь Офросимов обратился к великой княгине Ели- савете Феодоровне по этому вопросу, чему она несказанно обрадовалась.
Член Палестинского Общества в Калуге Николай Эрнестович Мантейфель принес в дар более 63 десятин земли при деревне Мстихиной Калужского уезда, в урочище, именуемом Боровой лес, а калужская купчиха Серафима Федоровна Михайлова подарила Обществу 47 десятин земли, находящейся там же. Земли под скит располагались в двух верстах от разъезда 19 Московско-Киевско-Воронежской железной дороги, в двух верстах от деревни Мстихиной и в шести верстах от Тихоновой пустыни на пути богомольцев.
Жертвователи просили предоставить им право, во-первых, построить храм во имя преп. Сергия, в котором совершались бы непрерывные, ежедневные богослужения и неумолкаемое чтение псалтири с поминовением мученически скончавшегося императора Александра II, великого князя Сергия Александровича и всех умерших членов Императорского Православного Палестинского Общества; во-вторых, построить на этой земле церковно-приходскую школу; в- третьих, воздвигнуть странноприимный дом с богадельней на 12 мест для престарелых, раненых или увечных воинов.
Все эти сооружения и учреждения жертвователи решили содержать самостоятельно, ничего не требуя у Палестинского Общества. Напротив, весь доход отдавать Обществу. Часть дохода предполагалось получать за счет продажи билетов в Иерусалим.
Правящий архиерей Калуги, члены Калужского отдела Палестинского Общества с благодарностью приняли эти пожертвования и постановили дать следующее название сему месту: Сергиев скит Калужского отдела Императорского Православного Палестинского Общества в память в Бозе почившего великого князя Сергия Александровича, о чем и сообщили Елисавете Феодоровне.
Великая княгиня откликнулась немедленно, направив телеграмму: "Очень тронута постановлением отдела, утверждаю его. Сердечно благодарю за пожертвования Н.Э. Мантейфеля и С.Ф. Михайлову. Елисавета".
С той поры строительство быстро двинулось вперед. На высокий каменный фундамент был поставлен перенесенный сюда из Тихоновой слободы приходской деревянный храм. Неизвестные лица принесли в дар священные сосуды, другую церковную утварь. Великая княгиня Елисавета Феодоровна пожертвовала храму местные иконы и церковные облачения. Генерал-лейтенант М.С. Степанов ходатайствовал перед патриархом Иерусалимским о передаче в храм иконы с частичкой Гроба Господня.
Еще до закладки храма был построен дом для 12 увечных воинов Московского военного округа. В этом доме в киоте был поставлен большой образ Божией Матери, портрет великого князя, фотографии, отражающие его пребывание в Калуге в 1897 году. 5 (18) июля 1906 года, в день тезоименитства великого князя, состоялась закладка храма. Уже до закладки здесь было построено несколько зданий, выкопан глубокий колодец с большим количеством прекрасной воды. К 11 утра 5 июля духовенство, губернатор и вице-губернатор Калуги, военные казаки, члены Калужского отделения Императорского Палестинского Общества приступили к чину закладки храма, который завершился многолетием Августейшей председательнице Общества, Великой княгине Елисавете Феодоровне и пением вечной памяти великому князю Сергию Александровичу.
По окончании чина закладки Преосвященный Вениамин, епископ Калужский и Боровский, обошел войска, окропил всех святой водой, совершил панихиду о великом князе, хор исполнил Коль славен.
Начальник воинского гарнизона объяснил солдатам значение закладки храма и учреждения богадельни.
Губернатор Калуги князь Офросимов в своей речи в этот день вспомнил давнюю русскую пословицу: не купи имения, а купи соседа. Счастье состоит в том, подчеркнул он, что соседом Сергиева скита является Тихонова пустынь. Великой княгине была направлена телеграмма: "Всеподданнейше докладываю вашему Императорскому Высочеству, что в сегодняшний день тезоименитства великого князя Сергия Александровича, незабвенного Августейшего председателя Общества, архиерейским служением состоялся чин закладки храма во имя Сергия, Радонежского чудотворца. Вместе с председателем отдела епископом Вениамином собрались члены Калужского отдела Палестинского Общества. На месте был парад частей местного гарнизона во главе с начальником дивизии генералом Орловым, все горячо молились об упокоении светлой души великого князя и о ниспослании здравия Вашему Императорскому Высочеству. Губернатор Офросимов".
Елисавета Феодоровна немедленно ответила: "Калуга. Губернатору Офросимову.
Благодарю от всего сердца Вас, членов Калужского отдела Палестинского Общества и генерал- адъютанта Орлова за молитвы".
Ровно через год строительство храма было завершено, 5 (18) июля 1907 года освящен его главный престол во имя преподобного Сергия Радонежского. Тогда же был освящен странноприимный дом и церковно-приходская школа.
В течение ряда лет насельники Сергиева скита приглашали Елисавету Феодоровну посетить их обитель.
И в 1911 году великая княгиня прибывает Сергиев разъезд с игуменьей московской Покровской общины.
_____________________________________
1 Изольда Константиновна Кучмаева (1936-2014) - основатель и первый ректор Государственной академии славянской культуры, доктор филологических наук, кавалер ордена святой равноапостольной Великой княгини Ольги и Почетного знака ГАСК "Орден верности".
2 Статья опубликована в журнале Паломнического центра Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата "Православный паломник" № 5 (18) в 2004 г.