Паломничество Великой княгини Елисаветы Феодоровны в Сергиев скит
×

Паломничество Великой княгини Елисаветы Феодоровны в Сергиев скит

26.07.2018
Паломничество Великой княгини Елисаветы Феодоровны в Сергиев скит

В год 100-летия мученического подвига Великой княгини Елисаветы Феодоровны предлагаем вниманию читателей статью Изольды Кучмаевой1, основательницы Государственной академии славянской культуры, посвященную паломничествам Преподобномученицы по святым местам России.

В первой части статьи, озаглавленной "Царственная паломница2", автор рассказывается о предпосылках посещения Великой княгиней Сергиевого скита, некогда расположенного неподалеку деревни Мстихиной Калужского уезда.

Паломничество вели­кой княгини Елиса­веты Феодоровны неповторимо, уни­кально. Можно с полным основанием утверждать, что почти всё время, свободное от благотворительных тру­дов, посвящалось великой княгиней паломническим поездкам по России.

Троице-Сергиеву Лавру, Оптину пу­стынь, Саввино-Сторожевский мо­настырь, Смоленскую Зосимову пус­тынь, Белогорский монастырь, Тихо­нову пустынь, Соловецкий, Саров­ский, Новоиерусалимский монасты­ри, обители, расположенные возле древних поволж­ских, псковских, нижегородских поселений, неодно­кратно посещала Царственная паломница.

Почему паломнические поездки были так притя­гательны для великой княгини? Прежде всего потому, что позволяли на некоторое время обособить аскети­ческую молитву в келье от служения в миру. Повсед­невная жизнь, наполненная заботой о ближних и дальних, оставляла для молитвы, как правило, лишь ночные часы. Это напряженное бытие, нераздель­ность молитвы и служения людям, разумеется, про­кладывало путь к духовному восхождению Елисаветы Феодоровны. И всё же, такому беспощадно требова­тельному к себе человеку, как великая княгиня, необ­ходимо было специально выделенное время для взгля­да на свое бытие со стороны и глубокого молитвенно­го покаяния. А это было возможно лишь во время паломнических поездок, когда, на ко­роткие мгновения, оставляя важные мирские заботы, можно было мо­литься и служить только Богу.

Поэтому для Елисаветы Феодо­ровны паломничество было, в пер­вую очередь, школой спасения души, постоянной борьбой с рудиментами мирского во имя своего духовного призвания.

Но в феномене паломничества великой княгини есть и другая, не менее важная сторона. В этой связи следует ответить на вопрос: а чем па­ломничество Елисаветы Феодоров­ны становилось для русских людей, которые ожидали её в святых местах России?

Мало сказать, что каждая паломническая поезд­ка великой княгини оставляла о себе добрую память. Сегодня, изучив многие архивные материалы, статьи в периодической печати дореволюционных лет, можно говорить об общерусском значении паломнических путешествий Елисаветы Феодоровны, поскольку на­род уже тогда почитал ее как человека святой жизни. Каждому были очевидны добродетели Царственной паломницы: щедрость милостыни, беспредельное ми­лосердие к больным и убогим, целомудренное немногословие, духовный такт, неутомимое молитвенное служение.

Все это и многое другое, что открывалось людям в общении с Царственной паломницей, создавало в душах и сознании образ большой убедительной силы; побуждало к облагораживанию повседневной жизни.

Воздействуя на людей кротостью и любовью, утешая их светлым и добрым взором, Елисавета Феодоровна в своих паломнических поездках становилась учите­лем христианских добродетелей.

Весьма интересной задачей будущих этиологиче­ских исследований может стать типологизация палом­нических путешествий великой княгини, которая мо­жет быть выполнена по ряду оснований поездок: по­ездки, связанные с канонизацией святых; путешест­вия обетного характера; паломничества в царские и ставропигиальные монастыри и т.д.

Не ставя в данной статье перед собой этой важной задачи, обратим внимание на две паломнических по­ездки, совершенные в разные годы, в разные русские земли, но имеющие непосредственное (и опосредован­ное) отношение к судьбе Царственной паломницы.

Начало первой из них, состоявшейся в 1911 году, было положено в 1906 году, вскоре после гибели му­жа - великого князя Сергия Александровича. В тече­ние ряда лет великая княгиня принимала деятельное участие в обустройстве места ее грядущего паломни­чества, связанного с молитвенной памятью о великом князе.

Сергиев скит

В Императорском Православном Палестинском Обществе знали, что перед смертью великий князь Сергий Александрович очень хотел построить на свои средства храм в честь преподобного Сергия Радонеж­ского, но не успел претворить в жизнь это намерение.

4 февраля 1906 года члены Калужского отдела Общества собрались в память о великом князе в го­довщину его убийства. А.А. Офросимов, один из руководителей Общества в Калуге, сообщил, что к нему стали поступать предложения о пожертвовании земли и денежных средств для возведения Сергиева скита. Князь Офросимов обратился к великой княгине Ели- савете Феодоровне по этому вопросу, чему она неска­занно обрадовалась.

Член Палестинского Общества в Калуге Нико­лай Эрнестович Мантейфель принес в дар более 63 десятин земли при деревне Мстихиной Калужского уезда, в урочище, именуемом Боровой лес, а калуж­ская купчиха Серафима Федоровна Михайлова по­дарила Обществу 47 десятин земли, находящейся там же. Земли под скит располагались в двух вер­стах от разъезда 19 Московско-Киевско-Воронеж­ской железной дороги, в двух верстах от деревни Мстихиной и в шести верстах от Тихоновой пустыни на пути богомольцев.

Жертвователи просили предоставить им право, во-первых, построить храм во имя преп. Сергия, в ко­тором совершались бы непрерывные, ежедневные бо­гослужения и неумолкаемое чтение псалтири с поми­новением мученически скончавшегося императора Александра II, великого князя Сергия Александрови­ча и всех умерших членов Императорского Право­славного Палестинского Общества; во-вторых, пост­роить на этой земле церковно-приходскую школу; в- третьих, воздвигнуть странноприимный дом с бога­дельней на 12 мест для престарелых, раненых или увечных воинов.

Все эти сооружения и учреждения жертвователи решили содержать самостоятельно, ничего не требуя у Палестинского Общества. Напротив, весь доход отдавать Обществу. Часть дохода предполагалось получать за счет продажи билетов в Иерусалим.

Правящий архиерей Калуги, члены Калужского отдела Палестинского Общества с благодарностью приняли эти пожертвования и постановили дать следующее назва­ние сему месту: Сергиев скит Ка­лужского отдела Императорского Православного Палестинского Общества в память в Бозе почив­шего великого князя Сергия Алек­сандровича, о чем и сообщили Елисавете Феодоровне.

Великая княгиня откликну­лась немедленно, направив теле­грамму: "Очень тронута поста­новлением отдела, утверждаю его. Сердечно благодарю за по­жертвования Н.Э. Мантейфеля и С.Ф. Михайлову. Елисавета".

С той поры строительство бы­стро двинулось вперед. На высо­кий каменный фундамент был по­ставлен перенесенный сюда из Ти­хоновой слободы приходской дере­вянный храм. Неизвестные лица принесли в дар священные сосуды, другую церковную утварь. Великая княгиня Елисаве­та Феодоровна пожертвовала храму местные иконы и церковные облачения. Генерал-лейтенант М.С. Сте­панов ходатайствовал перед патриархом Иерусалим­ским о передаче в храм иконы с частичкой Гроба Гос­подня.

Еще до закладки храма был построен дом для 12 увечных воинов Московского военного округа. В этом доме в киоте был поставлен большой образ Бо­жией Матери, портрет великого князя, фотографии, отражающие его пребывание в Калуге в 1897 году. 5 (18) июля 1906 года, в день тезоименитства велико­го князя, состоялась закладка храма. Уже до заклад­ки здесь было построено несколько зданий, выкопан глубокий колодец с большим количеством прекрас­ной воды. К 11 утра 5 июля духовенство, губернатор и вице-губернатор Калуги, военные казаки, члены Калужского отделения Императорского Палестин­ского Общества приступили к чину закладки храма, который завершился многолетием Августейшей председательнице Общества, Великой княгине Елисавете Феодоровне и пением вечной памяти велико­му князю Сергию Александровичу.

По окончании чина закладки Преосвященный Вениамин, епископ Калужский и Боровский, обошел войска, окропил всех святой во­дой, совершил панихиду о великом князе, хор исполнил Коль славен.

Начальник воинского гарнизона объяснил солдатам значение за­кладки храма и учреждения бога­дельни.

Губернатор Калуги князь Оф­росимов в своей речи в этот день вспомнил давнюю русскую посло­вицу: не купи имения, а купи соседа. Счастье состоит в том, подчеркнул он, что соседом Сергиева скита яв­ляется Тихонова пустынь. Великой княгине была направлена телеграм­ма: "Всеподданнейше докладываю вашему Императорскому Высоче­ству, что в сегодняшний день тезои­менитства великого князя Сергия Александровича, незабвенного Ав­густейшего председателя Общест­ва, архиерейским служением со­стоялся чин закладки храма во имя Сергия, Радонежского чудотворца. Вместе с предсе­дателем отдела епископом Вениамином собрались члены Калужского отдела Палестинского Общества. На месте был парад частей местного гарнизона во гла­ве с начальником дивизии генералом Орловым, все горячо молились об упокоении светлой души великого князя и о ниспослании здравия Вашему Император­скому Высочеству. Губернатор Офросимов".

Елисавета Феодоровна немедленно ответила: "Калуга. Губернатору Офросимову.

Благодарю от всего сердца Вас, членов Калуж­ского отдела Палестинского Общества и генерал- адъютанта Орлова за молитвы".

Ровно через год строительство храма было завер­шено, 5 (18) июля 1907 года освящен его главный престол во имя преподобного Сергия Радонежского. Тогда же был освящен странноприимный дом и цер­ковно-приходская школа.

В течение ряда лет насельники Сергиева скита приглашали Елисавету Феодоровну посетить их оби­тель.

И в 1911 году великая княгиня прибывает Сергиев разъезд с игуменьей московской Покровской общины.

_____________________________________ 

Изольда Константиновна Кучмаева (1936-2014) - основатель и первый ректор Государственной академии славянской культуры, доктор филологических наук, кавалер ордена святой равноапостольной Великой княгини Ольги и Почетного знака ГАСК "Орден верности".

Статья опубликована в журнале Паломнического центра Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата "Православный паломник" № 5 (18) в 2004 г.

Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru