На новые вопросы читателей о том, как себя вести, если в семье разные взгляды и гражданская позиция; можно ли ударить человека в исключительной ситуации и как бороться с унынием, отвечает клирик Марфо-Мариинской обители иерей Дионисий Денисов.
Вопрос 1.
Мой муж придерживается либеральных взглядов, сильно изменился после начала СВО. Постоянно смотрит и читает оппозиционные каналы, ругающие власть, президента, военных и восхваляющие оппозиционеров и предателей. За эти два года ему так запудрили мозги, что переменилось отношение ко всем. Если раньше ему нравились одни актеры, музыканты, общественные деятели, то теперь за их гражданскую позицию он их ненавидит, не смотрит и не слушает даже старые любимые фильмы и произведения.
В семье разлад. Если речь заходит на эту тему — все заканчивается ссорой, поэтому не говорим на эти темы в его присутствии.
Как быть в такой ситуации? Как вести себя? Мы отдаляемся друг от друга, порой мне кажется, что и любовь угасает. Хочу добавить, что муж мой хоть и не воцерковленный, но многие годы слушает радио «Вера», митрополита Антония Сурожского, читает святых отцов. Он порядочный человек, но эти взгляды настолько его изменили, столько злой информации закачивается в мозг, что это действует как наркотик для него, как секта.
Буду рада выслушать совет.
Отвечает иерей Дионисий Денисов:
— К сожалению, Ваше предположение о сектантском мировоззрении, заразившем супруга, очень похоже на правду. Не секрет, что информационное воздействие способно изменять сознание людей. Однако человек за свои мысли и действия будет сам отвечать перед Богом, поскольку каждый от рождения наделен даром свободы. Каждый из нас сам решает, включать ли ему телевизор или нет, какую программу посмотреть, заходить ли в Интернет и на какой ресурс, к мнению каких людей прислушиваться.
Очень тревожен тот факт, что муж не воцерковлен, но читает святых отцов. Значит, он скорее всего не является членом Церкви. Какое у него представление о христианстве — Бог весть. Мы знаем, что знания о Боге без конкретного их применения в личной жизни приводит часто приводят людей к надменности и осуждению. Посоветовать можно только иметь терпение и молиться о сохранении любви и вразумлении супруга.
Вопрос 2.
Как разобраться, не могу понять, что со мной. Мне 42 года, после новогодних праздников не могу выйти на работу. Я здорова, руки, ноги целы, голова не болит. Что желает душа, не могу понять. Не могу себя заставить работать. Есть гора дипломов, образование высшее экономическое. Люблю учиться, познавать мир, людей, себя, достаточно открытая и общительная. Работала в разных сферах. Сын вырос, закончил школу, поступил в училище. Все слава Богу! А я словно умерла. Что со мной? Нет сна до 6 утра. Днем сплю до 3 часов, потом делаю работу пару часов. И снова сижу дома. Стала думать про монастырь. Сказали рано. Я и сама понимаю. Пошел 2 месяц моего странного существования. Вредных привычек нет. Может, это кризис возраста?
Отвечает иерей Дионисий Денисов:
— Описанное Вами состояние очень похоже на смертный грех уныния. Не имея возможности встретиться с Вами лично, очень трудно указать его конкретные причины. Святые отцы приводят различные объяснения уныния: почитайте об этом во втором томе «Добротолюбия».
Главное же — скорее приступайте к молитве и особенно таинству исповеди. Преподобный Иоанн Лествичник называет уныние тягчайшим из восьми главных грехов. Божией помощи вам в борьбе с ним.
Вопрос 3.
Можно ли ударить человека, чтобы его образумить, отрезвить и так остановить зло? Будет ли это добро, которым мы отвечаем на его зло? Ведь зло побеждается добром. И воин идет с оружием останавливать врага. Например, человек ворвался в храм и хочет помешать службе. Ведет себя агрессивно. Остановить его будет для него же пользой. Это остановит его от совершения греха. Как вести себя христианину в подобных ситуациях и при физической агрессии на улице?
Отвечает иерей Дионисий Денисов:
— Вы правильно рассуждаете о том, что главное — мотивация совершаемого поступка. Христианин должен стараться относиться к каждому встреченному им человеку с любовью, которая обязательно предполагает смирение. По этой причине различные меры воздействия на человека, ведущего себя, по нашему мнению, не благочестиво, должны сопрягаться с понятием обязанности или долга.
Например, у воина, защищающего свою родину, главы семейства, который должен уметь защитить свою семью, или сотрудника органов правопорядка свои обязанности, которые нужно выполнять. Таким образом, главное, чтобы нашими действиям руководило понятие долга,и ни в коем случае не превозношение и ненависть.
Больше новостей из жизни Марфо-Мариинской обители — в Telegram-канале «Марфо-Мариинская обитель милосердия», в группе VK и аккаунте в Яндекс-Дзен.
Чтобы получать самые актуальные новости на свою почту, подписывайтесь на рассылку