На Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. вопрос о возрождении института диаконисс был предложен для обсуждения Комиссии по церковной дисциплине под председательством митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского). Будущий новомученик ещё в бытность свою на Московской кафедре горячо поддерживал Великую княгиню Елисавету Феодоровну в её делах по устроению Обители и, в частности, неоднократно обращался в Святейший Синод с просьбами о присвоении сёстрам Марфо-Мариинской обители звания диаконисс.
Доклад митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского)
Для выступления на Комиссии по церковной дисциплине митрополит Владимир подготовил обширный доклад, в котором подробно изложил своё видение данного вопроса.
С первых строк своего доклада владыка, опираясь на слова апостола Павла в Первом послании к Коринфянам (1 Кор. 14: 34-35) и в Первом послании к Тимофею (1 Тим. 2: 11-12), обозначает пределы женского служения и проводит черту между тем, что женщине подобает делать, и тем, что она может и должна делать в Церкви: «Женщина устранена в Церкви от начальствования и управления, от публичной проповеди церковной и учения, вообще от духовной должности в более тесном смысле и от всякой диаконии, которая носила бы какой-нибудь не женский характер»1. Однако, «…Священное Писание, – продолжает святитель, – содержит многочисленные свидетельства о праве и полномочии женщин на служение Церкви, то есть обществу верующих»2.
Митрополит Владимир отмечает, что условия жизни и служения современных сестёр милосердия сильно отличаются от тех условий, в которых жили первые диакониссы. Различаются, соответственно, и приоритетные направления деятельности. Для диаконисс древней Церкви основными направлениями деятельности были катехизация женщин, желающих принять христианство, а также обучение и воспитание детей, тогда как современные сёстры милосердия преимущественно занимаются уходом за немощными и помощью бедным. Но автор подчёркивает, что служение и должно совершаться согласно условиям и потребностям времени – главное, что и сегодня «…не изменилась и никогда не изменится христианская цель, осуществление которой всегда составляет задачу церковного служения женщин, будет ли это служение общественно-должностное или не должностное, то есть частное, добровольное»3. Поэтому официальное восстановление института диаконисс было бы весьма желательно и приблизило бы нас к эпохе первых веков христианства и тем идеалам святости и христианского совершенства, которого так не хватает в нынешнее время, «…особенно нуждающееся в подвигах христианской любви и самоотверженности»4.
По мнению митрополита, женская диакония в современных условиях предполагает не только литургическое служение на приходах. Диакониссы должны стать помощницами священнослужителям в миссионерском, просветительском, воспитательном и благотворительном деле: «Для Церкви было бы несравненно полезнее это служение не ограничивать одним храмом, а выводить его на более широкое поприще вне храма»5.
Что касается общин, подобных Марфо-Мариинской обители милосердия, то святитель считает, что они могли бы и готовить будущих диаконисс к приходскому служению. Из Обители и подобных ей учреждений «…могут выходить, по достижении сорокалетнего возраста, опытные и благонадёжные диакониссы на служение в наших православных приходах… в качестве помощниц пастырям Церкви в миссионерско-просветительском, воспитательном и благотворительном деле»6.
Доклад Комиссии по церковной дисциплине (прот. Т. Теодорович)
Итогом обсуждения Комиссии по церковной дисциплине стал «Доклад по вопросу о восстановлении чина диаконисс»7.
Начинается доклад с воспоминания о славном служении женщин в Церкви с древних времен и о том, что переживаемое Церковью послереволюционное время близко к первохристианским временам. Это обстоятельство побуждает обратиться к современным женщинам с призывом последовать примеру первых христианок и послужить Церкви в звании диаконисс. Далее члены комиссии в нескольких положениях излагают принципы, в соответствии с которыми рекомендуется восстановить древний институт диаконисс. В Русской Церкви предлагается восстановить чин диаконисс в том виде, в каком он существовал в древности. Диакониссами могут стать девицы и однобрачные вдовы не моложе сорока лет. Прежде чем принять посвящение от епископа и быть причисленными к клиру, соискательницы проходят испытания «познаний и жизни»8. Посвящение в диакониссы совершается архиереем по чину, существовавшему в древней Церкви. Диакониссы должны соблюдать скромность в одежде. Отличительной особенностью одеяния является мафорий, а во время богослужения и орарь, одеваемый двумя концами вперёд. Диакониссы безвозмездно служат храму и нуждам своего прихода, входят в состав приходских советов. Девушки и однобрачные вдовы, не достигшие сорокалетнего возраста, могут служить в звании церковниц, но без посвящения.
Данное решение Комиссии по церковной дисциплине так и не было рассмотрено на Соборе в связи с его досрочным окончанием… Несмотря на то, что за сёстрами Марфо-Мариинской обители так и не было закреплено звание диаконисс, в Обители утвердились отличные от всех существовавших в то время в России форма женского церковного служения и тип общинного устройства, ставшие воплощением замысла Великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Иг. Елисавета (Позднякова Е.В.) Служение сестёр Марфо-Мариинской обители милосердия: Замысел основательницы и его реализация на разных исторических этапах: диплом. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. М., 2016. С. 54-58.
Примечания
1 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д.326. Л. 43.
2 Там же.
3 Там же. Л. 47 об.
4 Там же. Л. 47.
5 Там же. Л. 63.
6 Там же. Л. 62-63.
7 Там же. Л. 37-38.
8 Там же. Л. 37.