К 1914 году в Марфо-Мариинской обители милосердия действовали больница, аптека, амбулатория, трудовой приют для девочек со школой, воскресная школа, библиотека, дом дешевых квартир для фабричных девушек, кружок «Детская лепта».
С началом войны и все остальные годы до ареста Великой княгини Елисаветы Феодоровны (7 мая 1918 г.) все подразделения были закрыты. Даже больница для чахоточных женщин была переведена в другое помещение (на Донскую ул.) и Обитель работала только для фронта: склады Красного креста, больница, медицинский центр, аптека. Оставалась открытой амбулатория Обители.
Раздавались бесплатные обеды и ужины, сестры посещали нуждающихся на дому.
Запасы продовольствия Марфо-Мариинская обитель пополняла из близлежащих сел и деревень, находившихся в окрестностях Москвы.
Когда русские войска взяли Львов – столицу Восточной Галиции, Елисавета Феодоровна по поручению Царского дома заменила заболевшую императрицу и приняла официальное участие в львовских торжествах по случаю победы. После их окончания Великая княгиня произвела инспекцию полевых госпиталей карпатского фронта.
В 1915 году по инициативе Великой княгини Елисаветы Феодоровны под Москвой около Всехсвятского села (нынешний район метро «Сокол) было устроено Братское кладбище «для умерших в московских лазаретах воинов настоящей войны». На нем было похоронено более 17, 5 тыс. человек, погибших на фронтах.
Верующий народ России в это непростое время воспринимал Марфо-Мариинскую обитель как духовный центр и шел туда не столько за тем, чтобы поправить свое здоровье и съесть тарелку супа, сколько за живым врачующим словом, за деятельной христианской любовью.
По материалам: Ходанов М., прот. Преподобномученица Елисавета Феодоровна и ее Обитель. М., 2016.