В день обретения мощей преподобноисповедника Сергия (Серебрянского) представляем вам памятку, которую он адресовал своим духовным детям. В нем кратко и емко изложены добрые советы христианам на любом этапе воцерковления, которые призваны укрепить их на духовном пути.
Памятку предоставил Воскресенский кафедральный собор города Тверь, где покоятся мощи святого преподобноисповедника Сергия.
Памятка духовным детям преподобноисповедника Сергия (Серебрянского)
Думаю, что для правильного роста духовной жизни каждому христианину и христианке нужно почаще спрашивать себя, имеется ли в нем:
1) вера в Бога Отца нашего Небесного несомненная, живая, то есть оправдан¬ная делами жизни, начиная с мыслей, желаний, слов и т.д. Сомнения считать тяжким грехом и гнать их немедленно покаянием. Бог есть Отец наш, а Церковь — мать, поэтому люди как истинные дети Бога и святой Церкви должны несомненно верить, что каждое слово Бога и каждое правило, обряд и установление святой Церкви есть непреложная истина;
2) любовь к Богу, выражающаяся прежде всего в молитве пламенной и постоянной, в поставлении храма Святой Троице в сердце нашем и в предстоянии пред Его престолом как горящая лампадка, с краткой, но частой молитовкой, стараясь ею наполнять день и ночь, когда не спишь. Тогда станет понятно слово апостола Петра древним христианам: вы «сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5). Таким образом, в этом храме Святой Троице, что человек поставил в сердце своем, душа его и будет сама священником, приносящим святые молитвенные жертвы за себя и за всех. Обычно люди в молитве ищут наслаждения, а мне кажется, что молитва есть наш долг, священная обязанность перед Богом, и потому главное в молитве — это внимание и труд, а остальное — как Бог даст: благословит Господь наш молит¬венный труд радостию — благодарим, а если сухостию — тоже благодарим: мы радости-то недостойны. Любовь к Богу выражается в богомыслии, чтении слова Божия, в безусловном и мгновенном послушании святому Божию Закону и святой Церкви и в том, наконец, чтобы не творить себе кумира, то есть не любить больше Бога никого и ничего;
3) надежда христианская, выражающаяся во всецелом предавании себя Промыслу Божию — премудрому, всеблагому и всемогущему, в постоянном уповании на помощь Божию, нам подаваемая благодатию Святого Духа;
4) всегда нужно держаться за руку Божию, как говорит святой Давид в 15-м псалме, стих 8: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» — то есть нужно всегда помнить о вездеприсутствии Божием и о соприсутствии Бога человеку;
5) в жизни вообще и особенно в духовной нужно хранить святое рассуждение, которое есть духовная соль, не дающая жизни портиться. Оно хранит правиль¬ность, неповрежденность духовной жизни;
6) любовь к ближнему; она должна основываться на твердом исповедании, что все человечество есть единая семья, имеющая Отцом Самого Господа Бога и прародителя Адама и Еву. Отсюда выводы: а) на земле нет чужих, все родные; б) на земле нет злых и зла, а есть больные братья и сестры и есть великая болезнь духа всего человечества, выражающаяся или в отчуждении от Бога и Его святого Закона, или в теплохладии. Нужно заметить, что в очах правды Божией отчуждение от Бога (неверие) и теплохладие равноценны, и уже Господом объявлено, что холодный и теплохладный извергнутся из уст Божиих, то есть из Царства Небесного, если не покаются. Таким образом, земля есть больница, все люди, больные душою и телом, — братья и сестры и по отношению друг к другу есть духовные братья и сестры милосердия.
Отличительное же свойство истинных братьев и сестер милосердия есть до самоотвержения любить всех людей и служить им ко временному и вечному их спасению. Вообще нужно жить так, чтобы от каждого человека изливалась одна радость, мир, утешение, кротость (ровность) на всех окружающих;
7) грех имеет три степени: а) прилог, то есть мысленный толчок греховный (грех приложился к уму); б) совершение греха в мечте и в) слово или дело, когда этот прилог или мечта обнаруживаются в слове или деле. Вот и нужно приучиться к постоянной (вообще очень частой) крат¬кой молитовке Богу, Богоматери, ангелам и святым и к немедленному внутреннему покаянию, которым мгновенно побивается прилог, не допуская его до мечты. Борьба с прилогами есть одно из главных деланий в духовной жизни, и, если она серьезна и настойчива, человек преображается по образу Христа. При серьезной борьбе с прилогами у христианина появляется решение воспитывать в себе необнаружение греха в другом, чтобы внутренней молитовкой за грешника, прежде слова о нем осудливого или гневного, остановить в себе вспышку гнева или осуждения, и в человеке образуется ровность или кро¬тость, и человек этот и себя, и всё, и всех победит и приведет ко спасению;
8) очень важно для духовной жизни, чтобы христианин подобрал себе общество людей, среди которых он отдыхал бы душою, получал помощь, особенно духов-ную. Это достигается знакомством, особенно в храмах, с достойными людьми и чтением духовной литературы. Самое же главное — нужно приучить себя быть всегда в обществе Самого Господа Бога Триединого, Богоматери, святых ангелов и святых угодников Божиих, что достигается молитвой, богомыслием и вообще благоговейными размышлениями, а также чтением житий святых и их творений. Таким образом, находясь мысленно, любовию сердца и молитвой со святым чтением, что есть беседа с этими земными и небесными святыми друзьями, человек одухотворяется, облагодатствуется;
9) помысл смертный уничтожает пристрастие ко всему временному, земному и широко открывает дверь ко всему вечному, небесному. Понятно, как спасительно приучить себя к помыслу смертному;
10) необходимо помнить цель жизни человека — богоуподобление, сыновство по отношению к Богу и братство по отношению к людям;
11) на всякую работу или службу в земной жизни нужно смотреть как на данное от Бога послушание в миру или в обители и исполнять его добросовестно;
12) наконец, все покрывающее — это святые Таинства Церкви и богослужение со всеми церковными обрядами. Нужно непременно всем христианам знать смысл и значение каждого принятого или принимаемого Таинства, вспоминать об этом, размышлять, проверять себя. Прежде всего, вспомните уже принятые Таинства Крещения и Миропомазания. Дали обеты на всю вечную жизнь: отречение от сатаны и злых дел его и сочетание Христу, погрузили в святые воды купели, утопили, убили первород¬ный грех и грехи, совершенные до крещения, и самое грехолюбие, погру-зили во Христа всего человека, его тело и душу, всю жизнь его, в постриге отрезали самость свою и обещались жить только по воле Божией, по заповедям Божиим, по правилам и вообще руководству Церкви святой. В купели человек умер греху, умер земной жизни и воскрес (вынырнул) со Христом и во Христе для блаженного, вечного бессмертия. В Таинстве Миро¬помазания человек получил особую благодать Святого Духа, освящающую христианина и дела его, помогающую ему. Об этом нужно крепко помнить и никогда не теряться, что бы ни случилось в жизни, никогда не падать духом, не смущаться трудностям жизни, несчастиями, болезнями, а равно и счастием земным, помня всегда, что с нами благодать святого мира Святого Духа, специально данная для помощи нам. Ей и слава, честь и благодарение — а унынию и гордости не быть!
Далее нужно помнить, что Таинство Покаяния есть как бы второе крещение, оно восстанавливает невинность, а посему нужно не раз в год, а чаще прибегать к нему, и не в общей только исповеди, а главное, в отдельном исповедании, когда является возможность дать полный отчет о своей жизни во Христе, получить разрешение грехов, омыться в духовной купели покаяния, особенно слезного, получить руководственные советы духовника и бодро идти обновленным на трудовую духовную жизнь! Особенно после исповеди нужно напомнить себе, что человек, решивший серьезно жить по-христиански, должен обязательно сейчас же претворять в жизнь данные советы, а не откладывать под разными предлогами, только на словах восторгаясь руководи¬телями и даваемыми ими советами.
Вспоминаю здесь слова апостола Павла о христианах, особенно о женщинах, которые постоянно учатся и ничему не научатся именно оттого, что только с удовольствием слушают, а в жизнь немедленно не претворяют слышанного. Таинство Святого Причащения Тела и Крови Христовых есть возвращенное Древо Жизни, оно соединяет существенно тело и душу человека с Богом, и люди всего мира, приобщаясь Тела и Крови Христовых, не только каждый отдельно соединяются с Богом, но и все объединяются во Христе у Его святой Чаши во единое целое Общество Любви. В Таинстве Брака муж и жена получают благословение Божие и благодать для взаимного достижения вечного спасения и для рождения и воспитания детей тоже для вечной жизни. Юноши и девицы, не вступившие в брак посредством обета девства души свои, как невесты, соединяют со Христом — женихом — это тоже есть брак... Таинство Елеосвящения (соборование) принимать обязаны все христиане ко исцелению души и тела, ибо все болеют телом и душой грехами, а в Таинстве Елеосвящения иерей молится об исцелении души от грехов, особенно забытых. Вообще в этом Таинстве грехи прямо считаются болезнью души. Обязательно все христиане должны изучить смысл богослужения и обрядов церковных, особенно их исторический и символический смысл, и приучить себя, присутствуя при совершении богослужения и обрядов, духовно-молитвенно переживать этот смысл.