Сегодня Церковь отмечает Воздви́жение Честна́го и Животворящего Креста Господня — один из господских двунадесятых православных праздников. Праздник Воздвижения Креста Господня является непереходящим, всегда отмечается 27 сентября.
Он установлен в воспоминание о том, как равноапостольная царица Елена, мать императора Константина, нашла крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Это событие, согласно церковному преданию, произошло в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы — места распятия Христова.
Обретение Креста и возвращение его от персов
По сообщениям историков IV века, мать императора Константина, равноапостольная Елена, отправилась в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест. По преданию, святая Елена пыталась узнать место, где был закопан Крест, у иерусалимских иудеев. Ей указали на то место, где находился языческий храм Венеры. Здание разрушили и начали раскопки. Наконец, нашли три креста, табличку с надписью: «Иисус Назарянин, царь Иудейский» и гвозди.
Но как узнать — какое из распятий стало орудием казни Сына Божия? Существует две версии событий. По одной — епископ Иерусалимский Макарий предложил приложить каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Крест Господень исцелил страждущую.
По другой — прикосновение Истинного Древа воскресило умершего, которого проносили мимо. После совершившегося чуда епископ Макарий поднял, то есть воздвиг Честной Крест над народом и благословил всех. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».
Обретение Креста совершилось около праздника Пасхи. После обретения святого Креста император Константин начал строительство храмов на Голгофе. Возле Голгофы и пещеры Гроба Господня была построена большая базилика Мартириум и ротонда Воскресения (Гроба Господня). Освящение совершилось 13 сентября 335 года, и оно повлияло на дату праздника. Епископы, присутствовавшие на этих торжествах, решили празднование в честь обретения и воздвижения Креста Господня совершать 14 сентября, а не 3 мая, как это было раньше.
В 614 г., при персидском царе Хозрое, персы овладели Иерусалимом и вместе с другими сокровищами храма похитили святой Крест Господень. Святыня оставалась в руках язычников 14 лет, и только в 628 г., при греческом императоре Ираклие, Крест был возвращен в Иерусалим. Начиная с VII века празднование Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня сделалось особенно торжественным в воспоминание этих двух событий: в память обретения его в IV веке и в память возвращения его от персов в VII веке.
Особенности богослужения
Этот праздник одновременно торжественный и печальный. Он напоминает не только о торжестве победы Господа над смертью, но и о Его страданиях на Кресте. Главной особенностью богослужения на праздник Воздвижения Креста Господня является вынос в конце вечерней службы Креста из алтаря для благоговейного поклонения.
После великого славословия священник возлагает на голову Крест и в преднесении светильников, каждения фимиама и при пении «Святый Боже» выносит его северными дверями из алтаря. Потом, по окончании пения, возглашает: «Премудрость прости». Хор поет: «Спаси, Господи, люди Своя».
Священник полагает святой Крест на приготовленный аналой на середине храма и совершает пред ним каждение. После этого бывает поклонение Кресту при пении священнослужителями: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
Облачение священнослужителей в праздник Воздвижения Креста традиционно бывает фиолетового цвета, как в воскресные дни Великого поста. В память крестных страданий Господа в этот день установлен строгий пост. В стихирах праздника раскрывается учение о значении страданий Христовых.
Храмы и монастыри в честь Воздвижения Креста Господня
1. В Подмосковье, в с. Лукино находится Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь.
В 1837 г. в селе Старый Ям Подольского уезда при церкви святых мучеников Флора и Лавра была устроена богадельня для женщин. Она просуществовала около 20 лет. Ко дню освящения богадельни в 1855 г. митрополит Филарет (Дроздов) прислал Иерусалимскую икону Божией Матери греческого письма, ставшую впоследствии главной святыней монастыря.
В 1865 г. по благословению митрополита Филарета богадельня была переименована во Флоролаврскую женскую общину. На территории имения находилась небольшая каменная церковь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская), построенная в 1846 г. Так отныне стала именоваться и община — Крестовоздвиженской.
2. Крестовоздвиженский храм на Чистом Вражке в Москве.
В 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки был заложен Крестовоздвиженский храм. Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году.
В 1930 году храм закрыли, купол и колокольню сломали, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000 года, после возвращения храма РПЦ и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.
3. В самом центре Москвы до 1814 года существовал Крестовоздвиженский монастырь.
Крестовоздвиженский монастырь в летописях впервые упоминается в 1547 году. Располагался в Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке. Название Воздвиженке дали по монастырю Воздвижения Честного Креста Господня. Он появился на рубеже XV-XVI веков. В 1812 году обитель разорили французские солдаты, а в 1814 монастырь упразднили.
Церковь почитает Крест, потому что через него было совершено спасение людей.
Кресты венчают купола храмов, крестным знамением осеняют себя христиане во время молитвы, верующие Русской Церкви всегда носят знамя креста на своей груди.
Крест — духовное оружие членов Церкви.
И нам, как последователям учения Христа, необходимо всегда об этом помнить.
Больше новостей из жизни Марфо-Мариинской обители — в Telegram-канале «Марфо-Мариинская обитель милосердия», в группе VK и на странице в Дзен.
Чтобы получать самые актуальные новости на свою почту, подписывайтесь на рассылку.