19 января православный мир отмечает праздник Крещения Господня. Для чего Спаситель принял крещение, если сам был безгрешен? Почему Иоанн Богослов не упомянул об этом событии? Что изображенные на иконе дельфины делают в Иордане? А также – что самое главное для христианина в этот день, - подробнее в нашем материале.
Евангелисты о Крещении
Евангелисты Марк, Матфей и Лука с разной степенью подробности описывают факт Крещения Спасителя. В Евангелии от Иоанна об этом событии умалчивается, хотя он по сути был единственным из апостолов, лично наблюдавшим все происходящее в тот день.
Отцы Церкви объясняют этот феномен тем, что сам текст Евангелия создавался апостолом Иоанном спустя много лет после событий на Иордане. В нем были опущены многие, уже описанные другими апостолами, сюжеты. Задача, стоявшая перед Иоанном Богословом, состояла в том, чтобы создать подлинное евангельское богословствование. И, учитывая уже разраставшиеся к тому времени лжеучения и ереси, показать и донести Слово Божье во всей его глубине и истинности.
Праздник один - названий два?
В древнехристианской традиции 6 (19) января праздновался один большой праздник Богоявления, который объединял в себе воспоминание сразу нескольких новозаветных событий – Рождества Христова, поклонения волхвов и Крещения Господня. После Халкидонского собора 451 г. для Рождества была установлена своя дата 25 декабря, а для Крещения - своя нынешняя.
Когда Спаситель, будучи безгрешным во «исполнение всякой правды», принял Крещение от Иоанна Предтечи, на него сошел Дух Святой, а Бог Отец засвидетельствовал, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий.
Поэтому события Крещения и Богоявления – две составляющие единого целого: явления Бога во плоти, ставшего Человеком.
Сочельник: время быть в храме
Канун праздника Крещения в народе называется Сочельник или Сочевник.
Само слово произошло от названия постного блюда – сочива, сваренного из зерен пшеницы с медом или сухофруктами. В церкви этот день называют Навечерием Крещения или Богоявления.
Как и на Рождество или в Великий Четверг и Великую Субботу, в Сочельник Литургия начинается вечерней. Этот день в церковном календаре считается постным, и самое главное – постараться быть в это время в храме.
Особенности иконографии
Иконография праздника Крещения полна символов и скрытых смыслов. Кроме очевидных участников действа – самого Спасителя, Иоанна Крестителя и реки Иордан, на иконах в разное время стали появляться ангелы. Хотя их участие не имеет евангельского свидетельства, в данном случае они – символы духовного мира. Луч, спускающийся с неба, символизирует глас Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» (Мф 3:17). Голубь – образ сошедшего по Крещении Духа Святого. Образ реки Иордан визуализируется живым существом, сидящим на дельфине или держащим кувшин. А красочные горки и растительность на них призваны показать животворящую силу Божью, с появлением которой оживает даже пустыня.
О Крещенской воде и не только
Вода, освященная в храмах в Навечерие и в день праздника Крещения, ничем не отличается по своим свойствам и называется Агиасмой, в переводе с греческого – Великой святыней.
Во время освящения она приобретает качества вод реки Иордан, когда в ней крестился Спаситель. В богослужебной практике Великое освящение воды символизирует обновление искаженной грехом природы, в том числе человеческой, и примирение творения с Творцом.
Агиасму используют для освящения храмов, ее дают тем, кто не может быть допущен до причастия. Вода, освященная на Крещение, долгое время не теряет своих благодатных свойств и в течение года ее пьют натощак в малых количествах как «болезни исцеляющую». Ее небольшого количества хватает надолго, так как добавленная к воде обычной, она сообщает ей свои свойства.
Однако важно помнить, что при всех удивительных свойствах крещенской воды и благодати, радости самого праздника, главным для христианина и в этом день являются – молитва, покаяние и Причащение Святых Христовых Таин.