С творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина в России каждый знаком с детства. Так и в жизни Великой княгини Елизаветы Феодоровны и ее супруга его произведение «Евгений Онегин» имело особое значение.
В 1890 г. был поставлен домашний спектакль, главные роли в котором исполнила сама Великая княгиня вместе с будущим Императором Николаем II. О том, как шла работа над постановкой, и о впечатлениях зрителей рассказывают письма и дневниковые записи современников.
Постановка в кругу семьи
Домашняя театральная постановка двух картин из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина прошла в Сергиевском дворце зимой 1890 г.
Роль Татьяны получила Великая княгиня Елизавета Феодоровна, желавшая таким способом улучшить свой русский язык, роль Евгения досталась цесаревичу Николаю.
Задумка поставить «Евгения Онегина» принадлежала самой Великой княгине, решившей сделать сюрприз своему супругу, поэтому все держалось в тайне. Когда «заговор» открылся, Великий князь Сергей Александрович придал начинанию более организованный характер и потребовал от участников настоящей, серьезной работы, а сам стал по сути режиссером спектакля.
По замыслу, сначала актерам следовало разыграть сцену в саду, когда Онегин дает холодную отповедь влюбленной девушке, а затем показать их последнее объяснение в доме генерала.
Репетировали около двух недель. Великий князь Сергей Александрович внимательно наблюдал за ходом подготовки: придирчиво оценивал игру, прося цесаревича Николая говорить громче и увереннее, что-то поправлял, менял. Сохранилась переписка между цесаревичем и Елизаветой Феодоровной, в которой мы видим, насколько глубоко они были погружены в работу над своими ролями, даже подписывали послания «Татьяна» и «Евгений».
Так, Великая княгиня Елизавета Феодоровна писала:
«Можешь ли ты прийти сегодня в 11.30, чтобы нам провести, как следует, репетицию? Вчера я прочла свою роль, долго репетировала её, и думаю, что всё у нас получится. Любящая тебя Элла. Татьяна».
Или, письмо Великой княгини от 26 февраля 1890 г.:
«Милый Е.О.
Я так и не пожелала тебе как следует «спокойной ночи», потому что, когда сошла вниз, ты уже ушёл. Я проболтала с нашей княгиней Голицыной. Она очень строгий критик, и всегда откровенно высказывает своё мнение. Я хотела расспросить её о моей игре – она сделала те же замечания, что и Сергей. Ей кажется, что ты мог бы вложить больше чувств и энергии в свои реплики и произносить некоторые слова громче. А в остальном – очаровательно, и отозвалась весьма лестно насчёт того, как тебе подходит эта роль, в целом очень одобрительно о наших с тобой «талантах». Завтра мы должны превзойти себя. Нежный поцелуй от Татьяны».
В роли Татьяны — великая княгиня Елизавета Федоровна, в роли Онегина — цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II. Зима 1890 г.
27 февраля 1890 года состоялся долгожданный показ в присутствии только членов Царской семьи, приуроченный ко дню рождения Императора.
О своем впечатлении написал в дневнике Великий князь Константин Константинович:
«… У них в помещении фрейлины Эллы, Козляниновой, была устроена маленькая сцена, и там собирались без ведома Сергея и репетировали. Когда всё было готово, разыграли перед Сергеем две сцены из Евгения Онегина.
… Поднялся занавес. На сцене был садик со скамейкой; выбежала Элла, за ней вошёл Николай. Оба были в костюмах начала нынешнего столетия и очень хорошо одеты. Цесаревич очень мило и чётко произнёс свой монолог: «Вы мне писали, не отпирайтесь!». Только в голосе его слышно было, что он очень робел. – Затем сцена превратилась в комнату Татьяны. Элла с большим чувством говорила свой монолог. Нет ещё 6 лет, что она в России, и уже появилась на сцене. В старину этого не было. Конечно, произношение её выдавало, но выкупалось глубиною чувства в игре».
Премьера для широкого круга зрителей
Вскоре о необычном спектакле узнали в высшем свете, и, по многочисленным просьбам, сцены из «Евгения Онегина» повторили для более широкого круга зрителей.
Специально были заказаны фотографии актеров в костюмах, об этом мы узнаем из письма Великой княгини цесаревичу:
«Милый Евгений...Поскольку Маша <Васильчикова> в воскресенье рано уезжает, то в какой день мы пойдём фотографироваться? Она всегда укладывает мне волосы, поэтому для меня было бы удобнее, если возможно на этой неделе, например, в субботу».
Фотосъемка состоялась 3 марта 1890 г. в студии у известного фотографа Карл Ивановича Бергамаско.
Из письма цесаревича: «Возня с Евгением Онегиным окончилась сегодня тем, что я поехал к Бергамаско и снялся в обоих костюмах с Татьяной во многих положениях...»
Для Великой княгини это был увлекательный театральный опыт, в одном из писем она написала: «Завтра, увы, наше последнее представление».
Любовь к театральному искусству продолжилась в благотворительной деятельности Великой княгини. Она покровительствовала Московскому художественному театру, была знакома со Станиславским и много помогала молодым талантам.
Текст и фото подготовлены при поддержке Дома-музея Великой княгини Елизаветы Феодоровны.
Запись на бесплатные экскурсии по телефону: 8 (499) 350-51-81 или электронной почте: museum@mmom.ru (заявка оформляется в свободной форме с указанием номера телефона).
Больше новостей из жизни Марфо-Мариинской обители — в Telegram-канале «Марфо-Мариинская обитель милосердия», в группе VK и аккаунте в Яндекс-Дзен.
Чтобы получать самые актуальные новости на свою почту, подписывайтесь на рассылку