Физическое состояние каждого человека меняется с годами. Уже к 35 годам ощущаются возрастные изменения. Молодость уходит, сил становится меньше, появляются болезни. Кто-то начинает усиленно омолаживаться и искать уникальные «рецепты» вечной молодости, кто-то впадает в уныние.
Как справиться с этим состоянием и какое отношение должно быть у христианина к естественным возрастным изменениям и старости – об этом рассуждают клирик Марфо-Мариинской обители иерей Дионисий Денисов и психолог, руководитель Центра семейного устройства Марфо-Мариинской обители Елена Мораш.
Иерей Дионисий Денисов:
– Отношение христианина должно быть спокойным и ровным. После легкой, исполненной надеждами и планами молодости, человек входит в период зрелости, где его ожидают болезни и трудности. Такое состояние напоминает человеку о том, что он смертен. Тело начинает стареть, увядать, и христианин призван к смирению, к пониманию, что без помощи Божией он ничего сделать не может. Это осознание еще ярче приходит в старости.
Господь, наш любящий Отец, по милости Своей устроил так, что человек стареет постепенно, то есть Бог не сразу подводит человека ко встрече с Собой. Взрослея, сталкиваясь с разными болезнями и физическими ограничениями, христианин призван чаще задуматься о финале земной жизни. Страдая телом, вспоминать о вечных муках, которые ждут нерадивую душу.
Иерей Дионисий Денисов
Примерно к тридцати пяти годам большинство людей уже устроились в земной жизни, и наступает время заняться подготовкой к жизни вечной. Вспомним притчу о десяти девах, которую излагает апостол и евангелист Матфей.
«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно, говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф. 25: 1–13).
Господь дает нам время, чтобы подготовиться ко встрече с Ним и не получить такой же ответ, как эти девы из притчи. Давайте не забывать, что Бог создал нас для жизни вечной, для вечного блаженства. Поэтому болезни и увядание, напоминающие об окончании земной жизни, естественны и полезны для каждого из нас, для нашего спасения.
Стоит ли человеку бороться с возрастными изменениями? Стремиться сохранить молодость и свежесть?
– До определенной степени стремление сохранить молодость оправдано, но только в случае, если это не превращается в некую гонку и самоцель.
У каждого из нас есть конкретные обязанности, которые на нас возложил Господь – семейные, рабочие, профессиональные. И мы призваны их исполнять, сохраняя бодрость и здоровье. Тело человека – это орудие, некий инструмент, о котором, конечно, нужно заботиться. Но во всем важно сохранять разумный подход.
Когда сохранение молодости, например, определенного состояния кожи, внешнего вида, становится фетишем, то человек начинает пренебрегать всеми теми обязательствами, которые он призван исполнять. Это неправильно.
Бывает ведь и другая крайность, когда человек пренебрежительно относится к своему здоровью, считая, что это не главное в жизни. И что же? Это грех лености, нерадения и незаботы о ближних. Кто будет лечить этого человека и опекать, когда он совсем развалится и разрушит здоровье? Поэтому занятия спортом нужны христианину, а отсутствие регулярной физической нагрузки может быть грехом.
Если бывают сомнения на этот счет, то я предлагаю обратиться к монашескому опыту. А звучит он так: «монах не должен лечиться, а должен подлечиваться». То есть человек призван заботиться о теле в той степени, в какой это необходимо для обычной жизнедеятельности в соответствии с его задачами – семейными, профессиональными. Тело должно служить нам в стяжании Небесного Царства.
Нередко возрастные изменения приводят к унынию, так как появляются ограничения, которых не было раньше. Как справиться с этим состоянием? Как научиться воспринимать внутренние физические изменения в позитивном ключе?
– Почти все в молодости ощущают бодрость, прилив сил и энергии. И человек привыкает к этому состоянию, оно кажется ему естественным. На самом деле, такое состояние – это дар Божий, это то благодатное время, которое Господь нам дарует по Своей милости и премудрости.
Сначала появившиеся возрастные изменения расстраивают. Но ко всему привыкаешь. Нужно научиться с этим жить. Повышенное давление, отеки, мигрени – организм стареет. Да, теперь нужно стать более внимательным к себе и рассудительным. Например, раньше я мог ложиться спать в 3 часа ночи, а уже в 6 утра вставал бодрым и отправлялся по делам. Теперь так не получается, либо весь день будет болеть голова.
И что же? Это стоит воспринимать как некую коррекцию, попущенную Господом, чтобы человек стал внимательнее. Сначала – к своему телу, затем – и к внутренней духовной жизни.
Психолог Елена Мораш:
Старость действительно может выглядеть пугающей, ведь для многих людей больший отрезок жизни уже остался позади. Впереди – остаток жизни и смерть. И одно дело – рассуждать о смерти, когда человек здоров и полон сил, совсем другое – столкнуться с ее неотвратимым приближением. Страх смерти естественен уже потому, что о смерти мы ничего точно не знаем, у нас нет соответствующего опыта. А неизвестное всегда пугает. И если человек не выстроил крепких опор, не познал себя, не укрепился в вере, то в старости он может столкнуться с отчаянием. Этого и боятся люди. Но есть несколько несложных правилах, которые помогут сформировать спокойное отношение к неизбежным возрастным изменениям у вас и ваших детей.
Психолог, руководитель Центра семейного устройства Марфо-Мариинской обители Елена Мораш на консультации
1. Страх старости и смерти на самом деле напрямую зависит от того, живет ли человек своей полноценной жизнью. Умирать страшно в первую очередь тогда, когда по-настоящему еще не жил. Если человек не знает, не познает себя, то велика вероятность, что он проживает не свою жизнь, живя по заданному шаблону. Это неизбежно влечет за собой потерю смыслов. Обычно именно с такими проблемами люди обращаются к психологам в 30-40 лет, имея депрессивные состояния. При этом у человека к середине жизни могут быть все социальные атрибуты – образование, работа, семья, дети, благосостояние, но все это не приносит радости и удовлетворения от жизни. Или, наоборот, есть полный крах во всех областях и также ощущение бессмысленности. Начните обязательно путь самопознания и живите свою подлинную жизнь.
2. Попытки освободиться от гнета страха старости и смерти ведут часто к противоположному результату. Скрыть возрастные проявления, продлить молодость любыми путями – это ни что иное, как отрицание реальности, попытка защитить себя от страха. Отрицание – худшее, что можно придумать. Стереть границы возраста – это значит нанести ущерб своему психическому здоровью. Разница поколений есть, хотим мы этого или нет. Необходимо принять это ограничение.
3. О старости надо задумываться уже в молодости. В нашей культуре нет, к сожалению, такого опыта. Молодость часто тратится на достижения, удовольствия, обустройство своей жизни, человек старается жить, как все вокруг. Родители, как правило, не разговаривают с детьми о важных вопросах и часто даже не видят своих детей в течение дня. Они не задают себе вопрос, что за человек их ребенок, какая у него душа, какие способности, какое предназначение, как воспитать в ребенке способность прислушиваться к своей совести. Так ребенок часто превращается в проект своих родителей, и это мешает ему формировать представление о себе самом и о жизни. Родителей чаще волнует, кем ребенок станет, а не кто и какой он. Поэтому обязательно разговаривайте со своими детьми не для того, чтобы сказать нравоучение, а для того, чтобы услышать ребенка, понять его душу, узнать его, его желания и объяснить ему, как устроена жизнь.
4. Нерушимые опоры нам дает православная вера, если человек воспринял ее по-настоящему, а не внешним сводом правил, за нарушение которых будет наказание. Жизнь с Богом поможет на любом этапе и в любых ситуациях. Кроме того, когда телесные немощи приостанавливают жизнь тела, жизнь души и духа становится единственно возможным выходом.
Больше новостей из жизни Марфо-Мариинской обители — в Telegram-канале «Марфо-Мариинская обитель милосердия», в группе VK и аккаунте в Яндекс-Дзен.
Чтобы получать самые актуальные новости на свою почту, подписывайтесь на рассылку