27 сентября 2017 года, в праздник Крестовоздвижения, в Марфо-Мариинской обители милосердия были совершены две Божественные Литургии: ранняя – протоиереем Александром Дубининым в храме святых праведных Марфы и Марии и поздняя – иереем Тихоном Кречетовым и иереем Дионисием Денисовым в Покровском храме.
По окончании богослужения в Покровском храме с проповедью к насельницам Обители и прихожанам обратился священник Дионисий Денисов:
«Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас со вторым праздником начавшегося церковного года – с Воздвижением Пречестного Креста Господня.
Таких дней, посвященных празднованию креста, в году всего три: Крестопоклонная неделя в середине Великого поста, когда крест предлагается нам для укрепления сил, как образец крепости и твердости; Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня в начале Успенского поста и Воздвижение Креста Господня 27 сентября.
Крест – главный символ христианства, воплощение всего того, во что мы верим. Мы знаем, что главной заповедью христианства является заповедь о любви – к Богу и к ближнему. А крест – это самое наглядное воплощение любви.
Сегодня в Евангелии мы слышали, как совершалось распятие Христа. Мы с вами видим, как ничтожны были ухищрения людей, стремившихся заглушить голос Истины, голос Бога. Сам Господь в Евангелии говорит, что десять легионов ангелов стояли и ждали мановения Его руки (Мф. 26; 53), и та паутина клеветы, опутывавшая Его, исчезла, будто бы ее и не было. И, тем не менее, у этих людей получилось распять Христа.
Но кто же Христа распял?
Люди. Их злоба, наши грехи – все это правда.
Сегодня двунадесятый праздник, день постный, как и все дни празднования креста. Мы постимся в среду и пятницу, потому что в эти дни еженедельно вспоминанием крест Господень. Почему постимся? Потому что чувствуем свою причастность к смерти Спасителя, свою виновность, ведь знаем, что Он был распят, в том числе и за наши грехи.
Но если пойти дальше в наших рассуждениях, то поймем, что люди, распявшие Христа, были, скажем так, «страдательным орудием» в руках Божиих.
Святитель Филарет Московский писал, что на кресте мы видим любовь Отца – распинающую, любовь Сына – распинаемую и любовь Духа Святого – торжествующую силой крестной. Из этого следует, что Христос до конца, до крестной смерти был послушен Своему Отцу, а Отец, по любви к людям, предал на крестную смерть Своего возлюбленного Сына. И, как следствие этой Христовой жертвы, на землю сошел Дух Святой, основал Церковь и будет с нами до скончания века.
Другими словами, причиной смерти Христа была любовь. И крест – это самое полноценное, явное воплощение этой любви.
Мы много говорим о любви, о христианстве, о добре, о милосердии, о служении ближним... При этом часто стремимся оставить за скобками Истину. Сегодня мы слышали слова апостола Павла, что крест – это для иудеев соблазн, для эллинов – безумие. Для кого-то то, о чем мы с вами сейчас говорим, то, о чем мы сегодня вспоминаем, является безумием. Поклонение кресту, главному символу нашей веры, упование на Человека, умершего в страшных муках, также является безумием и для людей других вероисповеданий. Тем не менее, это суть нашей веры.
Начинается новый церковный год. Мы все с вами понимаем, что будем терпеть какие-то скорби, большие или маленькие испытания, будут в нашей жизни люди, которые будут нам досаждать, выводить из комфортного, удобного и привычного состояния. И у нас будет соблазн их осудить, посчитать их виновниками того, что мне, человеку, неприятно, некомфортно, нехорошо и больно. Но, вспоминая сегодняшний праздник, мы будем себе напоминать, братья и сестры, что причиной всех скорбных событий является Господь. Господь по своей любви к нам попускает этим людям нас соблазнять и искушать. Каждый из нас болен, и нам необходимо спасение, и Господь, посредством других людей, меня спасает.
Господь предлагает оптимальную форму нашего спасения, даже если это связано с временным, ограниченным страданием на земле. Господь сам так поступил, показав нам пример смерти на кресте. И нас приглашает идти этим же путем.
Дорогие мои, любви, которая не готова ради другого пойти на крест, нет. Это нехристианская любовь, любовь языческая, животная, естественно земная. А вот в христианстве мы готовы по любви к любому взойти на крест, прежде всего, по любви к Богу.
Так что, дорогие, будем стараться, встречая в жизни скорби и испытания, не роптать, не унывать. А стараться благодарить Бога, молиться и любить тех, кто, как я считаю, меня искушает и причиняет мне боль».
Фотографии