Царская семья стала образцом высокой нравственности и благочестия в служении русскому народу. Дела благотворительности сыграли большую роль в причислении Николая II и его августейшей семьи к лику святых.
Сострадательные сердца членов Царской семьи не могли не откликнуться на необходимую помощь раненым в период Первой мировой войны.
О том, какой именно была помощь, читайте в этой статье.
Великие княжны Ольга и Татьяна — сестры милосердия
Императрица Александра Федоровна без колебаний решила работать вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной сестрами милосердия в лазарете. Они всецело разделяли взгляды императрицы на благотворительную и милосердную деятельность. Вместе они прошли специальный курс обучения у выдающегося хирурга, главного врача Царскосельского Дворцового госпиталя — княгини В. И. Гедройц. Они со всей серьезностью отнеслись к новым обязанностям: занимались по два часа в день и ежедневно практиковались в лазарете.
Они не подчеркивали своего особого положения в обществе, сдавали общие для всех экзамены, и многие отмечали вдумчивость и старательность, с которыми царские особы отнеслись к выбранному делу. После окончания обучения они стали хирургическими сестрами. «Они не играли в сестер, а именно были ими в лучшем значении этого слова», — вспоминала В. И. Гедройц.
Великие княжны Ольга и Татьяна с ранеными в лазарете. Царское село. Первая мировая война.
В Царскосельском Дворцовом лазарете августейшие особы без каких-либо привилегий выполняли обязанности медсестер. Императрица распорядилась, чтобы Ольга и Татьяна Николаевны поступили в отделение для низших чинов, приучая их к мысли о служении своему народу, а сама работала в отделении для офицеров.
«Стоя за хирургом, государыня, как каждая операционная сестра, подавала... инструменты, вату, бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала раны, не гнушаясь ничем и стойко вынося ужасные картины военного госпиталя во время войны», — вспоминала фрейлина и лучшая подруга императрицы А. А. Вырубова.
Великая княжна Татьяна Николаевна оказалась весьма способной хирургической сестрой. Великая княжна Ольга, более слабая здоровьем и нервами, предпочла работать в палатах, убирая за ранеными. Княжны занимались также чисткой и стерилизацией медицинских инструментов, перевязками, подготавливали белье и бинты.
Великие княжны Ольга и Татьяна Николаевна были не только почетными председательницами названных в их честь благотворительных комитетов, но и лично активно участвовали в их обширной деятельности.
Государыня императрица Александра Федоровна и Великие княжны Ольга и Татьяна Николаевны в палате с ранеными. Царскосельский лазарет. Первая мировая война.
Особый Петроградский («Ольгинский») комитет, опиравшийся как на государственные субсидии, так и на широкую общественную поддержку, создавался с целью поддержания и развития сети благотворительных организаций в Петрограде и Петроградской губернии.
Комитет для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий («Татьянинский») занимался оказанием помощи беженцам из захваченных противником областей Польши, Прибалтики и Белоруссии.
4 июня 1915 г. Александра Федоровна, Ольга и Татьяна за усердный труд были награждены грамотами и значками отличия Красного Креста II степени.
Участие младших дочерей — Великих княжон Марии и Анастасии — в помощи раненым
Младшие дочери царя великие княжны Мария и Анастасия Николаевны тоже принимали посильное участие в милосердной и благотворительной работе. Они посещали раненых солдат, шили белье, готовили бинты для отправки в лазареты, занимались и сбором пожертвований.
При этом они сокрушались, что, будучи слишком юными, не могли стать настоящими сестрами милосердия. Но к своим обязанностям разнообразить досуг раненых солдат чтением вслух, участием в играх и концертах, написанию писем родным под диктовку раненых, выполнению мелких поручений относились крайне серьезно.
Великие княжны Мария и Анастасия с ранеными в лазарете. Первая мировая война. Царское село. 1914–1915 гг.
Именем великих княжон Марии и Анастасии Николаевны был назван созданный при Феодоровском Государевом соборе лазарет № 17, где они помогали в работе.
Мария Николаевна не только знала по именам практически всех, кто состоял у нее на попечении, но и помнила рассказанные во время посещений лазарета подробности об их семьях и детях. Смешливая и подвижная Анастасия Николаевна часто приводила в палаты выздоравливающих свою собачку, которая отплясывала на задних лапках под неизменный смех солдат.
Императрица Александра Федоровна поощряла активное личное участие своих детей в делах благотворительности и милосердия, полагая такой опыт бесценной школой нравственного воспитания: «Наши девочки научились наблюдать людей и их лица. Они очень развились духовно благодаря этим страданиям <…> у них понятие и внутреннее чувство не по летам», — писала императрица супругу в декабре 1916 г.
Перед началом каждого рабочего дня августейшие сестры милосердия заходили в церковь для благословения у древней иконы Божией Матери «Знамение», по воскресным дням молились в недавно построенном Феодоровском соборе. Для раненых воинов, которые не могли передвигаться, императрица попросила соорудить походную церковь.
Участие цесаревича Алексея Николаевича
Цесаревич Алексей Николаевич изредка сопровождал сестер во время посещения лазарета, но почти всегда крайне смущался повышенного внимания к себе во время этих визитов. Все изменилось осенью 1915 г., когда принявший на себя командование войсками император Николай II берет наследника с собой в Ставку Верховного главнокомандующего в Могилев. Пребывание в Ставке приобщает Алексея Николаевича к участию в общей благотворительной работе, его присутствие укрепляет боевой дух войск, а для самого цесаревича является полезным опытом.
Цесаревич Алексей Николаевич вместе с Великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией собирают пожертвования для больных туберкулезом на дне благотворительности «Белый цветок». Ливадия. 3 мая 1912 г.
Для наследника пребывание в Могилеве становится огромным событием — он впервые надолго покидает Царскосельский Александровский дворец, из женского окружения матери и сестер отправляется с отцом на исконно мужское дело – на войну. Из Могилева цесаревич Алексей выезжает с Николаем II в расположение войск, совершает инспекционные объезды линии фронта, посещает госпиталя и лазареты.
В память одного из таких посещений в 1915 году наследник был награжден Георгиевской медалью 4-й степени. Через год Николай II производит сына в чин ефрейтора. Алексей Николаевич с гордостью ходил одетым «как рядовой солдат» и носил «миниатюрное ружье, подходящее ему по размеру».
Русская Православная Церковь канонизировала Царственных мучеников спустя почти двадцать лет — в 2000 году: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских царскую семью: императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию».
Святые царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!
Подготовила Анастасия Косарева
Фото: pravoslavie.ru
Больше новостей из жизни Марфо-Мариинской обители — в Telegram-канале «Марфо-Мариинская обитель милосердия», в группе VK и аккаунте в Яндекс-Дзен.
Чтобы получать самые актуальные новости на свою почту, подписывайтесь на рассылку