
Тому, кто остерегается делать неправду, однако же, нерадит о милосердии, скажем, что
всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3:10) и что такое дерево никогда не будет угодно Небесному Земледельцу, Kоторый говорит: пришел
искать плода на смоковнице, и не нашел, — и повелевает срубить ее, чтобы и места не занимала даром (Лк. 13:7). Но осужденным от Бога оказывается и тот, кто бедному не отдает назад заклада; на такового человека изрекается угроза; сказано:
когда возопиет ко Мне не получивший назад своего заклада,
услышу его,
ибо Я милосерд (Исх. 22:27).
Опасно также и преступно было жать оставшееся после первой жатвы, вторично обирать виноград и маслины, потому что надлежало оставлять это бедным (см. Втор. 24:19—21). Если же предписывалось это жившим под законом, что скажем о тех, которые живут во Христе? Господь говорит им:
если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5:20). Поэтому не только с полей и из доходов, но и от труда рук своих апостол советует подавать неимущим; делая, говорит он,
своими руками полезное, чтобы иметь из чего уделять нуждающемуся (Еф. 4:28). А Господь желающему следовать за Ним дал совет продать все имение на благотворение нищим и потом уже следовать за Ним.
Но как последователям Своим и достигшим совершенства повелевает вдруг и совершенно исполнить дело милостыни, чтобы, совершив служение своим имением, приступили они к служению словом и Духом, так прочим предписывает всегдашние подаяния и всегдашнее общение того, что имеют, чтобы через это, став жалостливыми или общительными и милостивыми, оказались подражателями Божию человеколюбию. Ибо говорит:
давайте, и дастся вам (Лк. 6:38). Через это же самое обещал им и общение с Самим Собой. Ибо милостивые станут одесную Господа; им скажет пришедший Царь:
приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен… и в темнице, и вы пришли ко Мне (Мф. 25:34—36).
Поскольку же праведники удивятся и скажут: когда мы делали это для Тебя, Господи? Он скажет им:
истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:40). Ибо усердие ко святым есть благочестие пред Христом, и усердный служитель бедному оказывается общником Христовым, не только если раздает, имея у себя что-либо великое, но если, и малое приобретя, отдает это, и если только
чашею холодной воды напоитученика во имя Учителя (Мф. 10:42).
Ибо что мир называет скудостью учеников, то для тебя, Богач, есть случай к приобретению истинного Богатства. Через них делаешься ты поспешником Христовых воинов и питаешь добровольно, а не по принуждению. Небесный Царь не вынуждает, не требует податей, но приемлет усердствующих, чтобы подающие сами получили, оказывающие честь были почтены, допускающие других к общению временных благ призваны были в общение благ вечных.
Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого
Фото: Художник С. Курицин