Священномученик Владимир (Богоявленский). Беседа о шестом прошении молитвы Господней

04.06.2018
Священномученик Владимир (Богоявленский). Беседа о шестом прошении молитвы Господней

В год 100-летия мученического подвига митрополита Владимира (Богоявленского), содействовавшего открытию Марфо-Мариинской обители милосердия и сподвижника Великой княгини Елисаветы Феодоровны, предлагаем вниманию читателей его размышления о молитве «Отче наш» – Беседа о шестом прошении Молитвы Господней. (Беседы о первом, втором, третьем, четвертом и пятом прошениях были опубликованы ранее.)

В прошлое воскресенье мы беседовали с вами о пятом прошении Молитвы Господней, о том прошении, которое читается: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.

Сегодня мы побеседуем о шестом прошении Молитвы Господней: И не введи нас во искушение.

Мы неоднократно говорили о той истине, которая лежит в основе Молитвы Господней, что Бог является Отцом Своего создания и что каждый человек призван быть чадом Божиим, быть в живом единении с Богом и жить так, как подобает жить чаду Божиему.

Люди же по своей свободной воле удалились от Бога и живут не как дети Отца Небесного, а уподобляются животным или диаволу. А когда человек начинает понимать всю опасность удаления от Бога, когда у него возникает желание приблизиться к Богу и жить, как подобает чаду Божиему, и он начинает это осуществлять, тогда появляется целый ряд препятствий, которые мешают человеку стать чадом Божиим, уподобиться Отцу Небесному.

Об одном из таких препятствий мы говорили в прошлый раз – это наше греховное прошлое.

У каждого человека были в прошлом грехи, лежащие бременем, которое мешает идти к спасению.

Это первое препятствие на пути к Богу.

Сегодня мы побеседуем о другом препятствии.

О нем говорит шестое прошение Молитвы Господней: И не введи нас во искушение.

Что же такое искушение? Что нужно понимать под этим?

Если мы обратимся к Священному Писанию, то увидим, что и в книгах Ветхого Завета, и в книгах Нового Завета неоднократно говорится об искушении.

Так, например, в одной из книг Ветхого Завета есть такое место: «Чадо, аще приступавши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение» (Сир. 2, 1).

Это значит: если готовишься работать Господу, то будь готов переносить искушения.

В Евангелии повествуется о том, что после Крещения Господь Иисус Христос претерпевал искушения от диавола в пустыне.

В Послании апостола Иакова говорится: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1, 2).

Если мы обратимся к творениям святых отцов, то там встретим целые главы, посвященные выяснению того, что такое искушение и как надо его переносить.

Прежде всего под искушением нужно понимать многообразные скорби, напасти, беды, которые постигают падшего, удалившегося от Бога человека на пути его жизни.

Эти беды, скорби, страдания происходят от собственного тела человека, от стихийных природных бедствий и от окружающих людей.

Есть еще скорби от темных сил, от диавола.

Когда мы читаем жития святых, то убеждаемся, какие великие скорби приходилось преодолевать подвижникам от темных сил.

Кроме внешних скорбей, есть еще внутренние скорби, внутренние страдания – это наши страсти.

Если человек духовно проснулся, начинает внимательно относиться к себе, то у него начинается трудная борьба со страстями. Страсти исходят от падшей человеческой природы и от диавола, который этими страстями, как разжженными стрелами, пытается удалить человека от Бога. Для человека-подвижника эти страсти являются величайшими внутренними скорбями.

Подвижник томится, страдает, молится о том, чтобы Господь избавил его от внутренних страстей.

Страсти – это то же, что страдания.

Искушение – это совокупность всех страданий и от внешней природы, и от сердца самого человека, и от диавола. Оно неизбежно для каждого человека, пока он живет на земле.

0ткуда же появляются эти искушения? Кто их создал?

Искушения созданы не Богом, они пришли в мир через грех.

Когда человек заразился грехом от диавола, когда удалился от Бога, то следствием этого явились многообразные скорби – и внутренние, и внешние. Эти скорби и страдания явились результатом, следствием греха.

Когда человек заразился грехом от диавола,– он духовно заболел. Всякая болезнь – скорбь и сопряжена со страданием.

Скорби неизбежны для каждого человека: для праведного и неправедного, для тех, кто еще спит духовно и кто проснулся и начал над собой трудиться.

Но можно двояко относиться к скорбям. Можно быть побежденным ими – и внутренне, и внешне, погрузиться в бездну страстей и скорбей, а можно преодолеть их, оказаться победителем.

В Евангелии есть два образа, которые воплощают в себе двоякое отношение человека к искушениям.

Вспомните Голгофу. По обе стороны креста Господня было еще два креста: были распяты два разбойника. Они претерпевали одинаковые муки – муки тяжелые, невыносимые – это было одно из величайших для них искушений. Но посмотрите, как по-разному два разбойника переносят одинаковые скорби.

Один из разбойников предается отчаянию, произносит хулу на Бога. Другой же относится к своим страданиям по-иному. Он говорит: мы достойны переносить эти страдания, мы заслужили их за свою вину, а Господь страдает невинно. И, обращаясь ко Господу, благоразумный разбойник восклицает: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Си», и Господь отвечает ему: «Днесь со Мною будеши в раи» (Лк. 23, 39–43). В первом случае эти страдания вызывают отчаяние, хулу, в другом – переносятся спокойно, с самоукорением, с молитвой ко Господу Иисусу Христу.

Каковы результаты такого отношения к искушениям?

Первое – отчаяние, безумие и хула – низводят в ад. Другое – самоукорение и молитва – возводят в рай.

Страдания двух разбойников показывают нам, как люди переносят искушения, неизбежные на пути земной жизни.

Каждый человек уподобляется или первому, или второму разбойнику, среднего нет.

Когда нас постигают искушения и нашу душу охватывает отчаяние, смущение, если мы поддаемся тогда этим страстям, побеждаемся ими, это путь первого разбойника. Другой путь – когда мы, перенося искушения, вспоминаем о своих грехах, укоряем себя, молитвенно обращаемся к Богу и таким образом, оказываемся победителями их, то есть, по толкованию святых отцов, слова: И не введи нас во искушение – значат: не дай нам быть побежденными искушением, не дай нам погрязнуть в искушении, но дай нам, Господи, переносить искушение так, как Ты заповедал.

Этими словами мы молился о том, чтобы Бог дал нам силы переносить искушения и скорби так, как переносил благоразумный разбойник, а не как другой, погрязший в страстях и отчаянии.

Вот какой смысл имеют эти слова Молитвы Господней.

Искушения не только сопровождают жизнь человека, они неизбежны и при смерти. В страшный час смерти искушения объемлют душу человека.

Есть духовная книга «Невидимая брань». В этой книге рассказывается о трех искушениях, которые постигают человека в час его смерти.

Первое искушение – сомнение в вере. Вдруг возникают сомнения в бытии Божием, сомнения в Богочеловечестве Христа Спасителя и в других религиозных предметах веры. Эти сомнения пронзают, как острая стрела, душу человека, а иногда к ним присоединяются хульные мысли на Бога и на человека.

Второе искушение – это страх, который охватывает душу, чувствующую приближение темных бесовских полчищ, приступающих к умирающему. В это время бесы стараются окутать страхом душу человека.

Наконец, третье искушение в час смерти – это отчаяние.

Когда человек близок к исходу, бесы стараются ввергнуть его в отчаяние. Они говорят: ты не спасешься, для тебя нет возврата, ты все равно погиб. Если человек согласится с этими бесовскими внушениями, его охватит отчаяние, малодушие.

Такие три искушения постигают человека в час смерти: сомнение в вере и хульные мысли, страх, затем отчаяние и малодушие за свое спасение.

Духовникам, принимающим последнюю исповедь, которым приходится напутствовать умирающих накануне или за несколько часов до смерти, по опыту известно, что эти три искушения действительно обуревают человека в час смерти. Они могут засвидетельствовать, что действительно, темные силы внушают умирающим или сомнения в вере, или страх, или отчаяние в спасении.

Борьба с этими искушениями должна происходить в течение всей жизни. Тогда в час смерти человек перенесет искушение, как должно, окажется победителем над темными бесовскими полчищами, которые стремятся погубить его душу.

Если мы обратимся к писаниям святых отцов, то найдем в них целый ряд указаний, как относиться к искушениям внутренним и внешним, как достигнуть того, чтобы не быть побежденными ими, а, наоборот, оказаться победителями.

Святые отцы говорят, что, когда постигнет нас какое-либо искушение, прежде всего мы должны укорить самих себя. Мы должны вспомнить, что грешны и поэтому заслуживаем всяких скорбей.

Апостол Павел говорит в одном из своих Посланий: «Бог... не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» (1Кор. 10, 13).

Поэтому, когда, нас постигают искушения, мы должны помнить, что сверх сил нам искушения не будет.

Иногда мы впадаем в отчаяние, и смущение охватывает нашу душу, потому что мы думаем, будто искушения окажутся свыше наших сил. Оказывается, что искушения свыше сил не посылаются. И Господь, посылая их, дает нам и утешение, и в нужный момент совсем освобождает от искушений.

Наконец, мы должны обращаться к Богу с молитвой, как благоразумный разбойник обратился к Господу Иисусу Христу.

В одном из Посланий апостола Павла говорится: «Сам искушен быв, может и искушаемым помощи» (Евр. 2, 18).

В этих словах апостол Павел говорит о Господе Иисусе Христе, что Он искушался, а потому может оказать помощь и искушаемым.

Действительно, Господь Иисус Христос перенес все скорби земной жизни, все страдания, вплоть до крестной смерти. Господь Иисус Христос перенес не только страдания телесные, не только скорбь, клевету, неправду от людей, но Он перенес и скорби от диавола.

Эти страдания и искушения не нужны были Господу Иисусу Христу – Он свят и пресвят, но Он перенес их ради нас и нашего ради спасения, чтобы дать нам силу переносить свои страдания и скорби.

Когда мы молимся Господу, мы должны помнить, что Он переносил нечто более трудное, чем мы, претерпевал тяжелейшие страдания и поэтому может ниспослать Свою силу, чтобы и мы могли переносить те искушения, которые посылаются нам на пути жизни.

Итак, святые отцы указывают три пути, три средства, как переносить скорби и искушения: самоукорение, память о том, что Бог не посылает искушений свыше сил, и молитва.

Вот как мы должны относиться к искушениям, посылаемым нам в жизни.

Если мы будем так относиться, то приобретем определенный навык, определенную способность переносить искушения, и когда наступит час смерти и враг начнет искушать, то сможем оказаться победителями. А если мы не научились переносить скорби и искушения в течение жизни, то в час смерти окажемся безоружными, беспомощными.

Искушения и скорби постигают нас не только в час смерти, но и после смерти.

Все вы знаете мытарства и трудности, которые встречаются на пути в другой мир.

Один подвижник благочестия – святитель Феофан Затворник говорит, что мытарства, которые приходится переносить человеку, – это своеобразное искушение.

На мытарствах враги тоже искушают человека, тоже пытаются разными ухищрениями удалить от Бога, Если человек в течение земной жизни научился переносить искушения, то он и на мытарствах победит искусителя, а если в жизни поддавался искушениям, то на мытарствах окажется побежденным.

Если мы будем по-должному переносить искушения, научимся молиться, то окрепнут наши воля, сила, устремленность к Богу, мы получим силу сопротивляться.

А желание спастись, приблизиться к Богу есть у каждого человека. Это желание диавол хочет уничтожить через искушения, через скорбь.

Но не думайте спастись без искушений. На пути к спасению они необходимы.

Если будем переносить искушения, как учили святые отцы, как переносил благоразумный разбойник, то и скорби и искушения, которые будут нам посланы, не победят, не преодолеют нас, они не сломят нашего устремления к Богу.

Благодать Божия укрепит наши слабые силы, и мы не только в этой жизни, но и в час смерти, с помощью Божией, окажемся победителями и будем вечно прославлять Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com