Продолжение беседы, состоявшейся 2 августа 2017 года, с насельницей Марфо-Мариинской обители милосердия монахиней Магдалиной (Некрасовой) о вере, отношениях с Богом, Париже и новомучениках Российских.
– Матушка Магдалина, Вы с детства верующая?
– Да. Молиться нас (детей) приучала бабушка, перед сном читали молитвы. Саша, который был старше меня на 3 года, должен был выучить «Символ веры», что у него никак не получалось. И вдруг неожиданно выяснилось, что я его знаю наизусть. Ещё читали детские книжки, немного слащавые, сейчас я такие не люблю.
Многое зависит от шкалы ценностей человека. А когда она появляется? Наверно ты с этим рождаешься.
Очень люблю Вини-Пуха, он для меня лучший богослов: «Либо что-то есть, либо этого нет совсем».
– О чем Вы сейчас просите Бога?
– Я никогда в жизни ни о чем Его не просила и не буду просить.
– А священники говорят, что надо просить…
– Если несчастье происходит, я не буду просить Бога, чтобы Он спас меня от этого несчастья, только возникнет какой-то внутренний вопль: «Помоги»! А так, о чем просить? Я никогда не просила.
– Что бы Вы пожелали современной молодежи?
– Если человек – музыкант, как пожелать ему чтобы он полюбил музыку? Он развивается в себе. А если ты не любишь музыку, ты – не музыкант. Так и тут, если ты можешь почувствовать Бога, то больше ничего не надо.
– Вы скучаете по Парижу?
– Конечно! Мне очень дорого место, где я родилась. Если вы окажетесь где-нибудь в Китае, то будете скучать по Москве. Хотя у меня патриотических чувств к Франции никогда не было, но всё-таки это не чужая для меня страна. Мне её не хватает. Тут часто встречается помойка под ногами, ощущается отсутствие общего культурного воспитания. Кстати, если человек - духовный, он обязательно будет выше.
В детстве мне не хотелось уходить из церкви. Не знаю, что мне там было так дорого? Воздух.
– Ощущаете ли Вы духовное покровительство преподобномученицы Елисаветы Феодоровны?
– Образы новомучеников, не только образы, но и их духовное покровительство, мне очень дороги! Понимаете, это те люди, которые не просто верили в Бога, но они заплатили своей жизнью за веру. Она была не страданием для них, а радостью, о чем свидетельствуют их письма. Когда вы читаете о святых мучениках V–VI –VII веков, узнаете, когда он родился, кем был, а тут – ты видишь человека, почти современника. Сколько раз новомученики отдавали всё – это уже такой уровень веры в Бога! Тут ты знаешь, что стоит за страданием за веру, потому что знаешь историю этой семьи. Я немного ощутила дух той эпохи и это самое дорогое.
Елисавета Феодоровна для меня живая, именно живая, потому что я понимаю её воспитание. Мы читали её письма на днях. Она пытается объяснить родственникам-лютеранам свой переход в православие. Она пишет в письмах, что не может объяснить почему это делает. Она глотнула благодати. Это нельзя умом объяснить.
Беседовали Наталия Федотова и Татьяна Энтина
Фото: Александро-Невский кафедральный собор в Париже
