12 мая 2019 года – Неделя святых жен-мироносиц

11.05.2019
12 мая 2019 года – Неделя святых жен-мироносиц

В третью неделю по Пасхе Церковь вспоминает святых жен-мироносиц. Среди них сестры праведного Лазаря – Марфа и Мария. Именно святым Марфе и Марии Великая княгиня Елисавета Феодоровна решила посвятить учреждаемую ей в 1909 Обитель.

Учреждая свою обитель, Елизавета Феодоровна решила посвятить ее святым Марфе и Марии, сестрам Лазаря, которого Господь воскресил к жизни после четырехдневной смерти.

Святое Евангелие говорит, что когда Спаситель пришел в дом Лазаря, то одна из его сестер, Марфа, хлопотала, чтобы хорошо принять Божественного Гостя, а другая сестра, Мария, села у ног Спасителя и внимала Его словам. И на вопрос Марфы, почему Мария не идет помогать ей, святой Евангелист Лука передает ответ Спасителя следующими словами: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10,41—42).

Здесь святая Церковь объясняет слова Спасителя так, что Господь не осудил Марфу за ее усердие угодить Ему. Он только хотел вразумить ее и предостеречь от чрезмерного увлечения мирскими хлопотами, потому что ее любовь к Нему выражалась чисто по-человечески. Мария же сразу поняла, что такое «единое на потребу», и поэтому села у ног Иисуса Христа и слушала Его. Марфа является образом деятельного служения Богу, в то время как Мария — созерцательного углубления в Божественные Тайны.

Вероятно, так понимала и Великая княгиня Елизавета толкование притчи о Марфе и Марии, когда она назвала свою обитель Марфо-Мариинской, где должны были сочетаться две добродетели: служение Господу через ближнего своего — служение Марфы — и непосредственное служение Богу через молитву и работу над собой — служение Марии.

Архиепископ Анастасий в своей брошюре «Светлой памяти Великой княгини Елизаветы Феодоровны» на с. 8 пишет: «Очень знаменательно само наименование, какое Великая княгиня дала созданному ею учреждению — Марфо-Мариинская обитель; в нем заранее предопределялась миссия последней. Община предназначалась быть как бы домом Лазаря, в котором так часто пребывал Христос Спаситель. Сестры обители призваны были соединить и высокий жребий Марии, внемлющей вечным глаголам жизни, и служение Марфы, поскольку они учреждали у себя Христа в лице Его меньших братий...»

Осуществляя план создания Марфо-Мариинской обители, Великая княгиня хотела в ней возродить древний институт диаконис.

О диаконисах в литературе Православной Церкви почти ничего не сохранилось. Известно, что орден диаконис существовал в Древней Церкви в первые века христианства — тогда, когда еще не было монастырей. Диаконисами в те времена могли быть вдовы или девы уже немолодого возраста. Они занимались в основном катехизацией — иными словами, приготовлением женщин-язычниц, готовящихся принять христианство. Диаконисы помогали им при Таинстве крещения, а также занимались и благотворительной работой. Но точных данных по этому вопросу не сохранилось.

Источник: Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна. М., 2017.


Название «Обитель» дано для выражения главной мысли, что каждый работающий здесь должен сердце свое, душу свою сделать обителью, вместилищем любви Христовой, Милосердия и что все учреждения Обители должны обслуживаться настолько самоотверженно и бескорыстно, что именно должны сделаться вместилищем любви Христовой, Милосердия. Христос сказал: «Сие заповедую вам: да любите друг друга. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот будет возлюблен Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое: и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 21-23 и 15.17).

Название «Марфо-Мариинская» Обитель является соответствующим Евангельскому сказанию о двух сестрах: Марфе и Марии, в которых выразились понятия о христианской любви, и именно желательно выразить ту мысль, что каждая, идущая работать в Обитель или вообще служить ее целям, должна постараться соединить в себе обе эти части, т. е., избравши, как Мария, благую часть Христа, просветившись серьезно и сердечно Его учением и благодатию, идти с молитвой, словом утешения и Христианского просвещения к темному и скорбному человеку, а попутно с этим должна желать и уметь служить Христу радушием к странникам, уходом за больными, помощью физическим трудом и нуждающимся в нем ближним. Это служение Христос в лице ближнего примет Себе Самому, как и сказано в Евангелии: «истинно говорю вам: так как вы сделали это (посетили больного, в темнице и проч.) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф. 25, 40).

Стремясь прийти на помощь нуждающимся в ней. Учредительница Обители милосердия, по мере своих слабых человеческих сил, стремится к осуществлению этих христианских идеалов и объединяет в устраиваемой ею Обители Милосердия ряд соответствующих учреждений, в которых сестры Обители будут посильно работать и помогать другим благотворительным учреждениям, если позволят силы.

Источник: Пояснительное слово первого духовника Марфо-Мариинской обители преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) об открываемой в Москве Ее Императорским Высочеством Великой княгиней Елисаветой Феодоровной обители

Цитируется по: Марфо-Мариинская обитель милосердия. 1909-2009. К 100-летию создания обители. М., 2009.

Возврат к списку

© 2014-2019. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com