Взаимодействие музыки и человека
×

Взаимодействие музыки и человека

22.12.2017
 Взаимодействие музыки и человека

Статья о музыкальной терапии специалиста Елизаветинского детского сада (АНО ММДЦ) по музыкальному воспитанию Татьяны Юрьевны Мавринчук.

О проекте. Как описать простым человеческим языком необъяснимое? И как вообще возможно описать нечто, никакому описанию не поддающееся? Как же музыка способна исцелять человека в самом прямом смысле этого слова?

История положительного влияния музыки на организм человека насчитывает не одно тысячелетие. В культуре любой страны можно найти сведения об использовании музыки в нормализации душевного состояния людей. По оценке ряда исследователей, в колыбелях человеческой цивилизации – Китае, Индии, Египте, Древней Греции – врачи, философы и музыканты использовали звуки музыки для врачевания. Человек начинает реагировать на музыку еще до рождения. Установлено, что плод ощущает музыку ритма материнского сердца, музыку ее тела, музыку ее дыхания и голоса, воспринимает музыкальные звуки. Дети очень чувствительны к музыке. В зависимости от тембра, силы звука, ритмического рисунка мелодии она может возбуждать ребенка, а может и успокаивать его. Сейчас эта зависимость подтверждена специальными наблюдениями, зарегистрирована точными приборами. Но еще многие столетия назад матери почувствовали ее интуитивно. Укладывая малыша спать, пели тихие, мелодичные колыбельные песни, а стараясь развлечь его – веселые, ритмичные. Музыкальные игрушки могут стать отличным подготовительным этапом для пения вместе с родителем. Наслаждаясь пение мамы, малышу становится интересно и он пытается все повторить, кропотливо вслушиваясь в звуки и развивая свою речь. Это – оконце в постижение мира, которое впоследствии может перерасти в отличную традицию совместного музицирования. Главное, не заглушать детский голос, солистом должна выступать маленькая кроха, родитель только подпевает. Пение с ребенком является «вокальной игрой», оказывающей освобождающее целительное воздействие на него.

Основы музыкальной терапии заключаются в воздействии музыки на человека и на межличностное общение. Музыкальная терапия базируется не только на симптомах, дефектах, нервных расстройствах или болезнях. Она всегда опиралась и опирается на человеческое «могу», на раскрытие индивидуальных возможностей, на рост и креативность. Музыкальный психотерапевт Гертруд Лоос как-то раз сказала: «Музыкальная терапия рождает не только мрачные аккорды и жалобы-страдания; она пробуждает душевные силы, радость, улыбки, мужество чувств и тягу к нежности». Наши реакции на музыку возникают благодаря вегетативной нервной системе — части нервной системы, которая контролирует функции внутренних органов, желез, сосудов и неподконтрольна сознанию. После восприятия звука наша реакция на раздражение облекается в форму определенного, зримо наблюдаемого поведения.

тамбл-9.jpg

Все органы чувств посылают в мозг жизненно важные сигналы, однако информация, получаемая через слуховые рецепторы, оказывается наиболее значимой. Она мобилизует нейроны и приводит к возникновению четких ощущений, а вместе с тем — и реакции на ощущения в виде эмоций и чувств.

Многие исследователи показали, что музыка усиливает метаболизм (обмен веществ), усиливает или уменьшает мускульную энергию, изменят дыхание, меняет кровяное давление, дает физическую основу для эмоций. Детям, имеющим двигательные нарушения, часто изолированным от общества, музыкотерапия помогает обогатить знания об окружающем мире, привить любовь к музыке, научить слушать и понимать, как и о чем рассказывает музыка. Для того, чтобы музыкотерапия оказала положительное влияние на развитие и воспитание малышей, необходимо учитывать особенности детей с церебральным параличом. При этом заболевании особенно тяжело страдают большие полушария головного мозга, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, часто сочетающиеся с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрение, слух).

Недоношенный ребенок в инкубаторе, в срок родившийся ребенок в его самые первые недели жизни, взрослые на протяжении всей своей жизни, — все живут в окружении музыки. Формирование музыкального опыта начинается с «музыки» сердечных ритмов матери и ритмов собственного сердца в материнском чреве и продолжается той музыкой, которые взрослые люди слушают в собственных автомобилях, за домашней работой, сидя в самолете и т. д. Как говорит музыкальный терапевт Юрген Трапп, мы окружены музыкой буквально со всех сторон. Этот музыкальный кокон является, по мнению Траппа (и не только его), одной из основных защитных функций человеческого организма. Причем это не просто метафорическое сравнение, но реальный факт, связанный с возможным воздействием музыки на человека: она обволакивает нас, отделяя от остальных людей и символизируя постоянную защиту от всего чужеродного, что, вполне вероятно, угрожает нам. При этом, если мы посещаем театр, слушаем оперу или смотрим балет, сами участвуем в музицировании – это многократно усиливает целительное воздействие музыки.

Данные нейропсихологии и неврологии говорят о том, что в нашем мозге нет отдельной зоны, отвечающей за восприятие музыки. В момент слышания музыки активируется весь мозг. Но так как музыка — доречевая стихия, с ее помощью можно проникнуть глубже, чем словом и в то же время, пробудить и речевые импульсы.

Известный метод музыкальной терапии Нордоффа-Роббинса широко использует методы «невербальной коммуникации». Он состоит в том, что патологические нарушения психоэмоционального характера, агрессивные тенденции, фобии спонтанно и легко выражаются в музыке. Это музыкальный творческий подход, в котором делается акцент на уникальную роль «живой» музыки как средства коммуникации.

В своей книге музыкальный терапевт Д. Кэмпбелл указывает, что музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, оживляет условные рефлексы. Музыка вызывает и различные двигательные реакции организма. При прослушивании музыки у человека возникают мышечные пульсации в самых различных областях – в мышцах рук, ног, головы, туловища, области гортани. Музыка с ярко выраженным ритмическим началом вызывает непроизвольное движение в такт рукой или ногой, покачивание головой.

Дети, обучающиеся игре на музыкальных инструментах, незаметно для себя начинают воспроизводить рисунок звучания в игровых движениях. Ритм музыки побуждает ребенка к движению. Слушающий музыку не только воспроизводит музыкальный ритм своим двигательным аппаратом, но и беззвучно пропевает музыку (перцептивная вокализация). Причем в беззвучных сокращениях связок точно отражаются частота, громкость и длительность воспринимаемых звуков. Неосознанная двигательная активность может принимать самые разнообразные формы. Принято считать, что музыка воспринимается посредством не только слухового, но и голосового аппарата. Бессознательные микродвижения связок и всего вокального аппарата сопровождают слушание даже сложных симфонических произведений, не говоря уже о камерных и тем более вокальных жанрах.

Рассматривая музицирование как игру, можно утверждать, что оно играет большую роль в развитии коммуникативной активности и построении партнерских отношений. Педагог, играя вместе с ребенком, тем самым обеспечивает ему поддержку.

Педагог, музыкант и композитор С.Я. Стангрит заметил, что кантелетерапия применение карело-финского народного инструмента кантеле в музыкальной терапии) дает положительные результаты в занятиях с детьми ДЦП – значительно освобождаются и укрепляются кисти рук, развивается тонкая моторика. У слепых детей повышается чувствительность подушечек пальцев рук. У всех детей после занятий наблюдается положительный эмоциональный тонус.

Яркие образы и отсутствие жестких ритмов, явная связь между характером движения и произносимым простым словом важны не только для ребенка, но и для взрослого, вступающего с ним во взаимодействие, поскольку позволяют выстроить дыхание, изменить характер собственных движений, пережить диалог с ребенком.

Иначе говоря, успешность развития ребенка во многом определяется условиями адаптивной среды, тем, какую содержательную помощь ему организуют взрослые с момента его рождения.

Мой человеческий опыт подтверждает целительное воздействие музыки.

Пение в хоре, свободное музыкальное движение, колокольный звон – все это дает силы жить и нести свет дальше людям.

Следующую статью я посвящу разбору конкретных случаев наших музыкальных занятий и предложу модели для домашнего музицирования.

______________________________________________

Список использованной литературы:

1. Гертруд Лоос  «Игровые комнаты. Музыкальная терапия с анорексией и другими раннеупорядоченными пациентами». Густав Фишер Верлаг, Штутгарт/ Нью-Йорк, 1986 (2-е издание, 1994).

2. Дон Кэмпбелл «Музыка для здоровья. Эффект Моцарта». Москва, «Эксмо», 2010.

3. Стангрит  С.Я. Кантеле-терапия: опыт практического исследования // «Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке»: тез. и докл. I междунар. конгресса. М., 1998.

4. Ханс-Хельмут Декер-Фойгт, Экхард Вейманн «Сыграно из души. Введение в  музыкальную терапию». Голдманн Верлаг, Штутгарт, 1991.


Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru