Татьяна Мышатина: Жизнь родителей выпускников меняется и тогда у них появляются новые интересы и новые перспективы

05.06.2018
Татьяна Мышатина: Жизнь родителей выпускников меняется и тогда у них появляются новые интересы и новые перспективы

4 июня в Развивающем центре для детей с ДЦП "Елизаветинский сад" прошел выпускной утренник. Для многих из них летний праздник с конкурсами и подарками стал торжественным завершающим занятием по программе подготовки к школе. О выпускном празднике и о достижениях подопечных рассказывает директор Развивающего центра Татьяна Мышатина.

- Татьяна, обучение детей в "Елизаветинском саду" подошло к концу. В каких учреждениях выпускники продолжат заниматься?

- Каждый родитель выбирает для своего ребенка учреждение, которое ему понятно, чью идеологию ему просто принять и осмыслить. В данном случае речь идёт и об интернатах, и о школах.

Многие мамы выбирают группы дневного пребывания и интернаты, где ребенок может находиться пять дней в неделю или же просто 6-8 часов в рабочие дни. Соответственно, у родителей появляется возможность устроиться на работу. К тому же, вся семья будет жить по понятному и четкому расписанию. Не стоит забывать, что родители особых детей очень привязаны к ним, и поэтому интернаты - довольно приемлемая и понятная история.

Если говорить о школах, то сейчас в Москве почти в каждом районе есть учебное заведение со специализированными классами. Перевозить ребенка с одного конца города на другой не очень комфортно, и тогда выбор школы зависит от места проживания самой семьи.

- Среди ваших выпускников много детей разного возраста. В какой момент родители решают, что ребенку необходимо продолжить обучение в школе?

- Официальный школьный возраст в России - 7-8 лет. Однако наши подопечные в этом возрасте не всегда могут сидеть за партой и учиться, даже если речь идет об особенной и специализированной школьной программе. Возможности у наших ребят очень разные, и решение "выпуститься" из нашего садика зависит в первую очередь не от возраста самого ребенка, но и от готовности его родителей к переменам.

Однако суть в том, что, несмотря на особенности развития, в школе есть некоторые общие правила для всех, и поэтому мы решили посвятить последние четыре месяца подготовке к школе. Мы хотим, чтобы наши ребята поняли классную систему, ориентировались, когда нужно слушать учителя, когда - отвечать или сконцентрироваться на задании. Причем мы проводили не только индивидуальные, но и групповые занятия, чтобы максимально приблизиться к школьной атмосфере.
  
- В этому году впервые "Елизаветинский сад" предложил отдельную программу школьной подготовки для подопечных. Как возникла эта идея?

- Дело в том, что многие наши дети ограничены лишь физически, но интеллектуально сохранны, т.е. они определенно точно могут общаться, писать и считать, и нам было важно рассказать об этом родителям, показать, как ребенок может развивать свои способности. К сожаленью, на данныймомент в нашем обществе физические ограничения ребенка тождественны умственным и многих ребят с малыми физическими возможностями отправляют на обучение в классы с детьми с нарушениями интеллекта.

Впрочем, вопреки общественному мнению я и не считаю, что ребенка с ограниченными возможностями здоровья стоит отправлять в обычный класс. Просто посадить его за парту, чтобы доказать, что он всё может делать не хуже других - бессмысленно. В таком случае мы обязаны предоставить ему все средства для равноценного взаимодействия со всем классом.

Всё-таки команда "Елизаветинского сада" специально обучена для работы с особыми ребятами, мы понимаем этих детей, умеем с ними общаться таким образом, чтобы и они нас понимали. В других учреждениях может быть не так, и поэтому в дальнейшем мы планируем выработать тот способ, который бы позволял особому ребенку взаимодействовать со всем классом, который понятен был бы всем. Сейчас я говорю о дальнейших планах развития деятельности нашего сада, хорошо понимая, что, возможно, для этого потребуется и не один год.

- Среди ваших выпускников и ребята, которые давно являются подопечными "Елизаветинского сада", и те, кто только посещал занятия по школьной подготовке. Планируете ли вы в дальнейшем продолжать сопровождение обратившихся к вам семей? Устраивать для них праздники и просто приглашать в гости?

- Действительно, среди наших выпускников много ребят, которые взрослели вместе, которые с момента создания "Елизаветинского сада" вместе ходили на занятия и просто-напросто сдружились. Их родители тоже много лет общаются, всегда поддерживают друг друга. И нам бы хотелось помогать им не обрывать эту связь.

Пока рано говорить о конкретной программе для выпускников, но в следующем учебном году мы планируем каждый месяц выделять несколько дней специально для "выпустившихся", чтобы они могли посещать занятия, общаться и приводить к нам в гости всю семью.

Сейчас у нас действует так называемый Родительский клуб, участниками которого являются как родители наших подопечных, так и тех ребят, которые стоят в очереди, и выпускников. Встречи клуба проходят по-разному: обычные чаепития чередуются с занятиями с нашим другом-художницей Натальей или беседами с психологом.

Однако, дело в том, что жизнь родителей выпускников меняется, и постепенно они находят для себя что-то новое, круг общения расширяется, и тогда у них появляются новые интересы, новые перспективы. И мы только рады, если для таких родителей посещения нашего Клуба станут далеко не основным способом возобновления эмоциональных и психологических ресурсов.

- Татьяна, расскажите о выпускном празднике. Как он проходил?

- Посоветовавшись ввоспитателями, мы решили всё же сделать домашний праздник и собраться в Марфо-Мариинской обители. Большой торт, фуршет, шарики, любимые игры и песни - этот день мы хотели провести в дружной и большой семье, в определенном узком кругу, где все друг друга знают, поддерживают, где нашим подопечным весело, радостно и привычно.

Воспитатели подготовили подарки и сюрпризы не только для ребят, но и для родителей. Всё по-взрослому! Каждому ребенку мы вручили выпускной фотоальбом, а родителю - паспорт ребенка с его особенностями, обретенными навыками и любимыми занятиями.

Летом у нас продолжатся занятия, однако, в более расслабленном режиме. Любому ребенку нужны каникулы, как и родителям, поэтому теперь мы в меньшей степени будем концентрироваться на обучении, а будем больше гулять и придумывать с детьми разные игры.
  
- Что вы пожелаете выпускникам и их родителям?

Прежде всего, я хочу заметить, что переход в новое учреждение - это всегда сложный путь и для ребенка, и для родителя. Но этот стресс вполне нормален и объясним, жизнь меняется, дети вырастают, и приходится с этим мириться.

Я искренне восхищаюсь и нашими подопечными, и их родителями. Невозможно не заметить их силу, их любовью к жизни... У них стоит поучиться! Я от всей души желаю им никогда не забывать о том, что они сильные, что их любовь бесценна, а стремление никогда не останавливаться на достигнутом - это пример для всех нас.

Беседовала Татьяна Энтина

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com